У дисертації розглядається проблема соціалізації осіб з порушеннями опорно-рухового апарату в умовах регіонального реабілітаційного середовища. Визначено сутність соціалізації осіб з порушеннями опорно-рухового апарату як особливого спеціально організованого виду педагогічної діяльності, який полягає у виявленні, визначенні та вирішенні проблем особи з вадами ОРА з метою реалізації та захисту її прав на повноцінний розвиток, та ґрунтується на індивідуально орієнтованій допомозі та співробітництві суб’єктів корекційно-реабілітаційиої діяльності в її життєвому самовизначенні. Обґрунтовано наукові та організаційно-педагогічні засади створення регіональної системи та розроблено регіональну комплексну програму соціалізації осіб з порушеннями опорно-рухового апарату в умовах створеного регіонального корекційно-реабілітаційного середовища. Розкриваються й обгрунтовуються механізми реалізації регіональної програми та особистісно орієнтована спрямованість її змісту, форм на регіональному рівні. Детально проаналізовані управлінські аспекти та особливості професійної підготовки фахівців щодо реалізації регіональної програми соціалізації осіб з порушеннями опорно-рухового апарату.
В диссертации рассматривается проблема социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях региональной реабилитационной среды. Определена сущность понятия «социализация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» как особенного специально организованного вида педагогической деятельности, который состоит в диагностике, определении и решении проблем людей с нарушениями опорно двигательного аппарата (ОДЛ) с целью реализации и защиты их прав на полноценное развитие, основывается на индивидуально сориентированной помощи и сотрудничестве субъектов коррекционно-реабилитационной деятельности в их жизненном самоопределении.
Особенностью процесса социализации лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата явилось его внедрение в условиях региональной реабилитационной среды, которая выступает как мощный фактор в процессе социализации данного контингента и определяет специфику и возможности органов самоуправления в реализации социальной политики государства на региональном уровне. Раскрытие содержания, описание технологий и региональных особенностей процесса социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлено в контексте разработанной региональной модели этого процесса. Обоснованы научные и организационно-педагогические основы создания региональной модели, разработана региональная комплексная программа социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях созданной региональной коррекционно-реабилитационной среды. Раскрываются и обосновываются механизмы региональной программы, сущностью которой является максимальная дифференциация и индивидуализация работы ио реабилитации и социальной адаптации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также коррекция социальных ситуаций, в которых они находятся, личностно ориентированная направленность ее содержания, форм на региональном уровне. Детально проанализированы управленческие аспекты и особенности профессиональной подготовки специалистов для реализации региональной программы социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Определена главная цель программы - социально-правовая защита лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подготовка их к самостоятельной жизни за счет создания вариативных комплексов оптимально благоприятных условий в учебно-воспитательных и реабилитационных заведениях, на районном, городском и областном уровнях, которые гарантируют реализацию индивидуальных программ реабилитации и социальную адаптацию каждому человеку с психофизическими недостатками в развитии. Выбор и использование форм социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата базировался на трех взаимодополняющих подходах: интеграция и оптимизация соотношения социальных и педагогических аспектов, внутренних и внешних факторов, уровневая стратегия их использования с учетом имеющихся ограничений в развитии. Эффективное функционирование разработанной региональной системы социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивает программно-целевой подход к ее управлению, т.е. совокупность последовательных влияний на планирование, организацию, руководство и контроль с целью достижения оптимального режима действия.
In the dissertation the problem of person's socialization with infringements of the basic-impellent device in the conditions of the regional rehabilitation environment is considered. The essence of the socialization of persons with infringements of the basic-impellent device is defined ,as the especial specially organized kind of pedagogical activity, which consists in revealing, definition and the decision of person's problems, with defects of the BID for the purpose of realization and protection of its rights to high-grade development, and it is based on individually focused help and cooperation of subjects of the correctional-rehabilitation activity in its vital self-determination. The scientific and organizational pedagogical principles of creation of regional model it is proved , the regional complex program of socialization of persons with infringements of the basic-impellent device in the conditions of created regional the correctional -rehabilitation environment also is developed. Mechanisms of the regional program and personality the focused orientation of its maintenance, forms, at regional level are revealed and proved. Administrative aspects and features of vocational training of experts concerning realization of the regional program of socialization of persons with infringements of the basic-impellent device are analyzed in details.