У дисертації досліджено й обгрунтовано методичну систему фізичного виховання студентів-аграріїв. яка поєднує сукупність компонентів цілісного педагогічного процесу - від цілей до кінцевого результату - та орієнтована на особистість майбутнього фахівця. Вперше розроблено методологію створення моделі методичної системи фізичного виховання, розкриті її компоненти, шляхи функціонування у навчальному процесі з фізичного виховання. Визначено принципи, специфічні особливості, процес проектування і реформування методичної системи фізичного виховання студентів-аграріїв. Модель методичної системи розроблена на основі методології авторської концепції, яка опирається на основи теорії і методики фізичного виховання, теорії професійної підготовки фахівців фізичної культури, ідеї інтеграції всіх компонентів цілісної системи підготовки фахівця до життєдіяльності. Нова методична система базується на принципі "фізкультурно-оздоровча освіта і рухова активність упродовж усього життя”. Науково обґрунтовано теоретичні основи формування методичної системи фізичного виховання студентів аграрних університетів, встановлено рівні її функціонування та мотиваційно-цільовий, організаційно-змістовий, процесуально-діяльнісний і діагностичний блоки.
В диссертации теоретически обобщен и научно обоснован комплекс вопросов, связанных с исследованием и модернизацией методической системы физического воспитания студентов-аграриев, которая объединяет совокупность компонентов целостного педагогического процесса - от целей к конечному результату - и ориентирована на личность будущего специалиста. Рассмотрено общественно-исторический опыт развития и становления методической системы физического воспитания студентов в Украине. Показано, что система физического воспитания студенческой молодежи функционирует в двух важных плоскостях — в пределах высших учебных заведений и в сфере полезного использования свободного времени. Подготовка специалистов для аграрного сектора возможна лишь при условии кардинального переосмысления конечных целей физического воспитания в аграрных университетах в направлении формирования у студентов не разобщенных знаний, навыков и умений, а целостного комплекса базовых физкультурно-оздоровительных компетенций. Отмечено, что физическое воспитание - одна из дисциплин в системе образования аграриев, которая направлена на обеспечение и реализацию образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала будущих специалистов. Доказано, что одной из главных причин низкой результативности физического воспитания в высших учебных заведениях есть единоличный по своей сути, директивный, авторитарный стиль управления преподавателями учебным процессом. Установлено, что действительный уровень психофизической подготовки выпускников аграрных высших учебных заведений в Украине не соответствует современным требованиям жизнеспособности и профессиональной деятельности. Рассмотрено исторические и современные особенности формирования методической системы физического воспитания студентов в различных странах и регионах мира. Осуществлен анализ программ по физическому воспитанию в высших учебных заведениях Польши. России, Беларуси, США, Китая, Вьетнама, Японии. Установлено, что современная организация и развитие физического воспитания в высших учебных заведениях различных стран в течение многих лет существенно зависели от традиций, развития экономики, строя, потребностей общества. Впервые разработано методологию создания модели методической системы физического воспитания, раскрыты ее компоненты (цель, содержание, методы, средства и организационные формы обучения), направления функционирования в учебном процессе по физическому воспитанию. Определены принципы, специфические особенности, процесс проектирования и реформирования методической системы физического воспитания. Во время создания методической системы физического воспитания студентов учитывались генезис, теоретико-методологические основы, тенденции и перспективы ее развития. Эта часть исследований выполнена путем обобщения методологической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, архивных материалов, новаторского и собственного преподавательского опыта. Установлено, что методическая система физического воспитания студентов может обеспечить подготовку будущих специалистов к жизнеспособности и профессиональной деятельности. Переход от одной модели методической системы физического воспитания к другой происходит путем взаимопроникновения, взаимодействия, продуктивного диалога традиционных и инновационных элементов в методической подготовке студентов, что обеспечивает эволюционный путь развития физического воспитания в высших учебных заведениях. Модель методической системы разработана на основе авторской концепции, которая опирается на основы теории и методики физического воспитания, теории профессиональной подготовки специалистов физической культуры, идеи интеграции всех компонентов целостной системы подготовки специалиста к жизнедеятельности. Новая методическая система базируется на принципе "физкультурно-оздоровительное образование и двигательная активность на протяжении всей жизни”. Научно обосновано теоретические основы формирования методической системы физического воспитания студентов аграрных университетов, установлены уровни се функционирования, а также мотивационно-целевой, организационно-содержательный, процессуально-деятельностный и диагностический блоки. Рекомендовано для характеристики конечного результата физического воспитания в аграрном университете ввести критерий оценки “физкультурнооздоровительная компетентность”.
In the dissertation, the methodical system of students' physical education in agrarian universities has been researched and substantiated which combines a set of components of an integral educational process — from goals to the final result, and is focused on the personality of tire future specialist. For the first time, the methodology for creation of methodical system model of physical education is developed, its components and the ways of functioning in the educational process by physical education are determined. Principles, specific characteristics, process of designing and reforming of methodical system of physical education for agricultural students are established. Methodical system model is developed based on the methodology of the author’s concept, which is founded on the theoretic and methodical basis of physical education, theory of vocational training of physical education specialists, the idea of integration of all components into an integral training system enabling vital activity. New methodical system is based on the principle of “physical and health education and physical activity throughout life”. Theoretical basis for the formation of methodical system of physical education of students in agrarian universities is scientifically founded, the level of its functioning and motivational and purpose-oriented unit, organizational and content unit, procedural and activity unit and diagnostic unit are established.