Дисертаційне дослідження присвячене проблемі розробки методичних засад організації практики з музики студентів педагогічного коледжу. У роботі конкретизовано сутність понять «практика» та «педагогічна практика з музики», уточнено функції та зміст різних видів педагогічної практики з музики. Визначено регулятивно-процесуальний, операційно-компетентнісний, креативно-конструктивний критерії та їх показники, здатні встановити певний рівень організації означеної практики. Розроблено методичну систему організації практики з музики студентів педагогічного коледжу в єдності структурних компонентів (нормативної бази, принципів та умов організації, видів практики, матеріально-технічного та фінансового забезпечення). Визначено, науково обґрунтовано та дослідно-експериментальним шляхом перевірено ефективність моделі організаційно-методичного забезпечення практики студентів педагогічного коледжу в дошкільних навчальних закладах з урахуванням сучасних вимог до її матеріально-технічного та нормативного забезпечення.
Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования методических основ организации практики по музыке студентов педагогического колледжа. В роботе конкретизировано содержание понятий «практика» и «педагогическая практика по музыке», уточнены функции и содержание разных видов педагогической практики по музыке. В данной диссертации определены регулятивно-процессуальный, операционно-компетентностный, креативно-конструктивный критерии и их показатели, дающие возможность установить уровень организации практики по музыке. Показателями регулятивно-процессуального критерия определены степень материального и информационного обеспечения; мера использования разных типов и видов занятий в процессе практики; характер и полнота отчётной документации студентов-практикантов; количество часов, запланированых на подготовку и проведение педагогической практики. Показателями операционно-компетентностного критерия выслушают объём необходимых теоретических знаний по методике и музыкально-теоретическим дисциплинам; мера сформированности исполнительских умений (вокальних, дирижёрско-хоровых и инструментальных); способность к вербальной интерпретации музыки в соответствии с возрастными особенностями детей; степень владения техническими средствами музыкального образования и наглядным материалом. Показателями креативно-конструктивного критерия являются уровень успеваемости студентов по методике музыкального воспитания в дошкольных учебных заведениях; способность к творческим проявлениям в планировании и проведении музыкальных занятий. Во время проведения формирующего эксперимента осуществлено введение в образовательно-воспитательный процесс педагогических колледжей спецкурса «Слушание музыки в дошкольных учебных заведениях». Разработана система организационно-методического обеспечения практики по музыке студентов педагогического колледжа в единстве её структурных компонентов (нормативной базы, принципов и условий организации, видов практики, материально-технического и финансового обеспечения). Определена, научно доказана и экспериментальным путём проверена эффективность модели организационно-методического обеспечения практики по музыке студентов педагогического колледжа в дошкольных учебных учреждениях с учётом современных требований к её материальнотехническому и нормативному обеспечению. Формирующая работа проводилась в три этапа. Целью первого этапа является осознание студентами необходимости использования приобретённых психолого-педагогических профессиональных знаний и умений в практической профессиональной деятельности и ознакомление студентов с графиком проведения педагогической практики и (формами отчётности. Целью второго этапа формирующей работы была реализация психолого-педагогического и профессионального потенциала студентов в реальной практической деятельности на музыкальных занятиях в садиках. Целью третьего этапа формирующей работы является обобщение знаний, соответствующих навыков и умений студентов, необходимых для работы с дошкольниками, анализ результатов практики с учётом выявленных достижений в обучении студентов и нерешённых вопросов относительно её содержания и организации.
Research is devoted to the problem of methodological foundations of music teaching college students’ practice organization. The meaning of “practice” and “pedagogical practice of music,” is specified in the paper, as well as the functions and content of different types of music teaching practice are clarified. There were defined regulatory-procedural, operational and competence, creative and constructive criteria and their indicators that can determine the level of formulated practice organization. A methodical system of the music practice organization for college students in the unity of structural components (regulatory framework, principles and terms of organization, types of practice, logistical and financial support) was created. An efficiency of organizational and methodical practice support model, provided to teacher training colleges’ students in pre-schools, considering current requirements for its logistics and regulatory support, was defined, scientifically based and research-experimentally verified.