Дисертаційна робота присвячена актуальній проблемі формування особистісно-орієнтованої мотивації студентів до фізичного виховання, які проживають у різних регіонах, а також з урахуванням етнічних потреб. У дисертації науково обгрунтовано, розроблено та апробовано методику формування позитивної мотивації у студентів до фізичного виховання на основі урахування в системі занять фізичними вправами пріоритетних ціннісних орієнтацій щодо використання в програмі психологічно комфортних засобів та методів фізичної культури та масового спорту, обумовлених етнорегіональними особливостями впливу попереднього, до вступу у ВНЗ, місця проживання. Підтверджено ефективність застосування відповідних педагогічно обгрунтованих методичних прийомів, що враховують домінуючі мотиви студентів до фізичного виховання, мотиваційні потреби до особистого здоров'я, а також психокорекційних вправ, спрямованих на формування особистісно-орієнтованої мотивації у студентів до фізичного виховання з урахуванням рухового досвіду, обумовленого регіоном проживання та етнічними особливостями.
Диссертационная работа посвящена актуальной проблеме формирования личностно-ориентированной мотивации студентов к физическому воспитанию, проживающих в разных регионах, а также с учетом этнических потребностей. Изучено физическое состояние современной молодежи, учащейся в ВУЗе. Установлено, что важнейшим элементом в формировании отношения студентов к физическому воспитанию становится мотивационная сфера личности. При этом необходимо учитывать, что физическая культура — это объективная субстанция, которая имеет субъективный, более того, индивидуально-личностный характер. В связи с этим личностно-ориентированное обучение должно основываться на выборе таких средств и методов дидактики, которые содействовали бы созданию определенной гармонии в овладении студентами предложенных им технологий в системе учебного процесса но физическому воспитанию. Следовательно, возникает необходимость в пересмотре дидактического наполнения физического воспитания. Для этого необходимо определить и разработать стратегические подходы по коррекции личностно-ориентированной мотивации студентов, учитывая их потребности в двигательной активности, в эмоциональной разрядке, в общении, а также этнические особенности. Установленна зависимость учебной деятельности с физическим воспитанием. Она может считаться эффективной в том случае, когда в нее будут вовлекаться способности студентов. Больше того, эффективной можно считать только такую организацию учебного процесса по физическому воспитанию, в которой развиваются и учитываются личностные качества студентов, а также их этнические особенности и потребности. Все это должно приносить студентам на занятиях по физическому воспитанию максимальное удовлетворение. Субъективно это выступает как удовлетворенность деятельностью, в результате чего устанавливается приоритет личностно-ориентированных компонентов, способствующих активизации учебного процесса по физическому воспитанию. Показано, что недостаточная образованность студентов в сфере физического воспитания снижает оздоровительный эффект занятий, не позволяет переносить полученные знания по физической культуре на формирование здорового образа жизни, культуры, быта. Установлено, что в школах, как отмечают студенты, не обеспечивается достаточный уровень двигательной активности, физическое воспитание не является средством оздоровления. Такое положение оказывает негативное влияние, особенно на двигательный режим студентов-первокурсников. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально апробирована методика внедрения в учебные занятия специальных средств и методических приемовфизического воспитания, которые были направлены не только на развитие физических качеств, но и на коррекцию психофизического состояния, укрепления здоровья. Опираясь на личностно-ориентированный подход, учитывались интересы студентов, их желание заниматься избранными видами физических упражнений. Полученные теоретические знания о физическом воспитании повышали авторитет дисциплины «Физическое воспитание» и давали возможность студентам руководить своими эмоциями, стремиться с уважением относиться к личному здоровью, быть физически подготовленными.
Разработанная эксперниментальная методика подтвердила эффективность применения соответствующих педагогически обоснованных методических приемов, учитывающих доминирующие мотивы студентов к физическому воспитанию, мотивационные потребности к личному здоровью, а также применение психокоррекционных упражнений, направленных на формирование личностноориентированной мотивации студентов к физическому воспитанию с учетом двигательного опыта, обусловленного регионом проживания и этническими особенностями.
The thesis is devoted to the urgent problem of the formation of personality-oriented motivation of students to physical education, living in different regions, taking into account the ethnic needs. The thesis analyzed the psycho-physical state of the students, identified the dominant motives, their levels, depending on region of residence and ethnic needs, determined the levels of physical fitness. The study is based on didactic principles and laws of learning. The contents of training sessions provided for system-value approach. A variety of tools and instructional techniques of physical education, aimed not only at the development of physical qualities, but also at the correction of mental and physical state of health promotion, were applied at the training sessions.