Дисертація присвячена проблемі біблійних мотивів у знакових системах української культури. У роботі визначено основні мотиви Біблії: Бог, Його воля, буття людини, її місце у всесвіті, гріховність, спасіння, які у знакових системах української культури конкретизовані: а) мотивом серця як «внутрішньої людини» («філософія серця», «кордоцентризм», «екзистенційність» світовідчуття і світорозуміння); б) провіденціалістськими ідеями; в) есхатологічними, месіанськими, сотеріологічними мотивами. У знакових системах української культури встановлено «злиття горизонтів» тексту Біблії і буття суб’єкта української культури на підставі Слова, пізнання якого є шляхом до соціально-філософської рефлексії про себе і світ навколо себе. Встановлено, що «філософія серця», кордоцентризм є основним біблійним мотивом, парадигму якого виявлено в українській філософсько-літературній традиції, у традиції національного виховання, мистецтві, політичній культурі.
Диссертация посвящена проблеме библейских мотивов в знаковых системах украинской культуры. В работе определены основные мотивы Библии: Бог, Его воля, бытие человека, его место в мироздании, греховность, невозможность для человека самому достичь праведности, спасения, которые в знаковых системах украинской культуры конкретизированы: а) мотивом сердца как «внутреннего человека» («философия сердца», «кордоцентризм», «экзистенциальность» мироощущения и миропонимания), б) провиденциальными идеями, в) эсхатологическими, мессианскими, сотериологическими мотивами. В знаковых системах украинской культуры установлено «слияние горизонтов» текста Библии и бытия субъекта украинской культуры на основании Слова, познание которого является путем к социальнофилософской рефлексии себя и мира вокруг себя. Установлено, что «философия сердца», кордоцентризм является основным библейским мотивом, парадигму которого обнаружено в философско-литературном наследии Г. Сковороды, М. Гоголя, деятелей Кирилло-Мефодиевского общества (Т. Шевченко, М. Костомаров, П. Кулиш), у П. Юркевича, В. Винниченка, философов Киевской мировоззренческо-антропологической школы, основанной В. Шинкаруком (Е. Андрос, Г. Ковадло, В. Табачковский, Г. Шалашенко, В. Шинкарук), в синкретизме философии и литературы в творчестве О. Забужко, философско-публицистических произведениях диссидентов-шестидесятников, общественно-политической инициативе «Первого декабря» (декабрь 2011 - апрель 2012 гг.), в традиции национального воспитания (педагогическое учение Г. Сковороды, К. Ушинского и П. Юркевича), в искусстве (литургийная и паралитургийная музыка, стиль «украинского барокко», «украинское поэтическое кино» («Тени забытых предков» С. Параджанова, «Белая птица с черной отметиной» Ю. Ильенко, «Пропавшая грамота» Б. Ивченко, «Вавилон XX» И. Миколайчука), иконописи и т. п. Обнаружены библейские мотивы в политической символике, в частности : мотив Церкви как «дома Бога» в дизайне украинской валюты; мотивы сакральности Библии (Пересопницкое Евангелие), Божьего Благословения в ритуале инаугурации Президента Украины, содержание которого в призвании и передаче священнослужителем благодати Святого Духа личности Президента, который является образом и символом, персонификацией украинского народа и государства; мотив триединой Божественной сущности: Бога-отца, соответственно, желтый цвет, благодати Духа Святого - голубой цвет и Бога Сына - зеленый - в знаковой графической, невербальной системе государственной политической символики Герба и Флага; провиденциальные мотивы в текстах Государственного и Духовного гимнов Украины как утверждение идеи возрождения и обновления путем снятия противоречия между всемогуществом Божьей воли и свободой воли личности, возможность достижения построения Царствия Божия на земле, которая основана на синтезе веры и разума, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, участия и влияния на ход общественно-политического процесса путем самосовершенствования, признание ценности как духовного, так и материального, индивидуального и коллективного, Божественного и земного; мессианстско-эсхатологическо-сотериологические идеи относительно бытия украинского человека и сообщества в украинской философско-литературной традиции в ее диахронном (включая наследие кирилло-мефодиевцев) и синхронном развитии (инициатива «Первого декабря»), что свидетельствует о стойкой мировоззренчески-ментальной кордоцентричной установке ее субъекта, который в рефлексии настоящего стремится преодолеть неконструктивность доминанты эмоционально-душевного над рациональноволевым, «созерцания» над «активностью», что соответствует теоретическим позициям «интегрального (теоцентрического) гуманизма» Ж. Маритена.
The dissertation deals with the problem of biblical themes in the sign systems of Ukrainian culture. The main themes of the Bible are identifies ni the work: God, His will, the human being amd its place in creation, sin, salvation, which in the sign systems of Ukrainian culture give concrete expression to: a) the motive of the heart as the "inner man" («philosophy of the heart», «cordocentrism», «existential» attitude and outlook), b) providential ideas, c) eschatological, messiah, soteriological themes. The «confluence of horizons» of Bible’s text and being of subject of the Ukrainian culture on the basis of Word are settled in the sign systems of the Ukrainian culture. The cognition of Word is a way to the social-philosophical reflection about ourselves and the world around ourselves. It is set that «philosophy of heart», cordocentrism is the basic biblical theme, the paradigm of which is displayed in Ukrainian philosophical-literary tradition, in tradition of national education; art, political culture.