У дисертації розкрито сутність, мету та завдання методики трудового навчання, досліджено провідні тенденції та основні етапи її розвитку в Україні як невід’ємної складової педагогічної науки. Проаналізовано дослідження лабораторії трудового навчання і політехнічної творчості Інституту педагогіки НАПН України та узагальнено досвід роботи її співробітників у контексті розвитку методики трудового навчання. Вивчено наукову спадщину та систематизовано основні наукові погляди Д. О. Тхоржевського як провідного вітчизняного фахівця в галузі методики трудового навчання. Досліджено сучасний етан розвитку методики трудового навчання в умовах модернізації технологічної освіти в Україні, охарактеризовано надбання сучасних науковців у галузі методики трудового навчання.
В диссертации па основе анализа научных источников обосновывается сущность, цели и задачи методики трудового обучения как области педагогической науки. Доведено, что методика трудового обучения — это область педагогической науки, исследующая закономерности, принципы, содержание, формы, методы трудового обучения как школьного предмета, а также предусматривающая обоснование задач трудового обучения в школе и раскрытие их образовательного, развивающего и воспитательного значения. Задачи методики трудового обучения детализируются в процессе анализа основных тенденций развития науки и техники, требований современного производства к трудовой подготовке молодёжи. Поэтому методика раскрывает дидактическую взаимосвязь трудового обучения с другими школьными предметами, преемственность трудового обучения в начальной, основной и старшей школе. Изучение и анализ истории методики трудового обучения, научных исследований в этой отрасли педагогической науки дало возможность выделить несколько этапов становления и развития методики трудового обучения: зарождения: конец XIX ст. - 1917 гг.; реорганизации: 19171937 гг.; исчезновения: 1937 - 1954 гг.; возобновления исследований: 1954 -1970 гг.; обобщения опыта: 1971 - 1990 гг.; методика трудового обучения в независимой Украине: 1991 - 2000 гг.; модернизация системы и содержания технологического образования: с 2001 г. до настоящего времени. Основными тенденциями, определяющими содержание и характер научных исследований в этом направлении, являются: общественноисторическое, национально-культурное и научно-техническое развитие государства Украина; ориентированность методики трудового обучения па актуальные вызовы и проблемы трудовой подготовки школьников; децентрализация научных исследований в области методики трудового обучения, создание региональных научных школ; изучение, критический анализ и использование положительного зарубежного опыта проведения научных исследований в области методики трудового обучения. В работе отмечен большой вклад лаборатории трудовой подготовки и политехнического творчества Института педагогики НАПН Украины в разработку теории и реализацию в Украине эффективной методики трудовой подготовки школьников. Изучен научно-педагогический путь Д. Л. Тхоржевского, формирование его взглядов на методику трудового обучения. Показано, что учёный приложил немало усилий для обоснования систем трудового обучения, раскрытия дидактических основ трудового обучения в школе, исследований содержания и форм трудовой подготовки молодежи, включая её непрофессиональное и начальное профессиональное обучение. Обосновано, что становление новых социально-экономических отношений в обществе после провозглашения Украиной независимости обусловило необходимость пересмотра традиционных подходов в организации образования в целом и трудового обучения в частности. Показано, что основой модернизированных учебных программ становится проектно-технологическая система трудового обучения, базирующаяся на личностно ориентированном и компетентностном подходах. Обобщена эволюция переосмысления современными учеными в области методики трудового обучения названия образовательной области и школьного предмета с трудового обучения на технологии, очерчены перспективные пути модернизации технологического образования школьников, охарактеризованы концептуальные подходы дальнейшего совершенствования содержания, форм, методов, систем технологической подготовки молодежи.
The thesis intended for obtaining Candidate degree in pedagogical sciences in specialty 13.00.02 theory and methodology of training of technologies. State Higher Educational Establishment «Pereyaslav-Khmelnitsky State Hrihorii Skovoroda Pedagogical University», 2012.
The thesis discovers the subject-matter, goal and objectives of labor training methodology, it investigates the principal tendencies and the main phases of its development in Ukraine as an integral part of pedagogical science. I he research of the labor training and polytechnic work laboratory of the Institute of Pedagogics of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine are analyzed and the experience of its members within the framework of the labor training methodology’s development is generalized. The main scientific views of D. О. Thorzhevskyy, as the leading national specialist of the labor training methodology, were systematized and his scientific heritage was studied. The modern phase of the labor training methodology’s development under the conditions of modernization of technological education in Ukraine was investigated, the modern scientists achievements in the labor training methodology were described.