Дисертаційна робота є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми формування організованості у навчально-пізнавальній діяльності старшокласників академічного ліцею. У дисертації розкрито особливості розвитку учнів цього віку та специфіка перебігу процесу формування відповідної особистісної якості в умовах роботи академічного ліцею. Обґрунтовано систему організаційно-педагогічних умов ефективного
функціонування розробленої моделі. Виявлено найбільш дійові організаційні форми. Автором запропоновано педагогічну модель як комплекс педагогічно доцільних впливів на мотиваційну, інтелектуально-змістовну і процесуально- діяльнісну сфери старшокласника у процесі опанування ним навчальних дисциплін і участі у ознайомчих практиках. Модель базується на принципах системності, комплексності, інтегративності, орієнтована на суб'єкт-суб'єктну систему навчання і передбачає такі організаційні форми роботи, як урок, лекцію, індивідуальні консультації та факультативні заняття. Дидактична система вправ ураховує залежність педагогічних умов формування організованості від типу навчально-пізнавальної діяльності.
Результатами експериментальної роботи доведена ефективність розробленої педагогічної моделі.
Диссертационная работа представляет собой теоретикоэкспериментальное исследование проблемы формирования организованности старшеклассников академического лицея в учебно-познавательной деятельности. Цель диссертационного исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования организованности старшеклассников академического лицея в учебно-познавательной деятельности.
В работе обосновывается понятие ''организованность в учебнопознавательной деятельности", выясняется его соотношение с понятиями самостоятельности, научной организации труда, самодисциплины, культуры умственного труда и другими. Организованность определяется как способность к выбору оптимального варианта решения учебных задач, обеспечивающих максимальный эффект процесса обучения, а также умение регулировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Обосновывается неразрывная связь между организованностью и учебнопознавательной деятельностью и доказывается, что методы и приёмы формирования указанного качества зависят от типа учебно-познавательной деятельности. Выясняются особенности учебно-познавательной деятельности старшеклассников академического лицея и разрабатываются критерии определения уровня их организованности в разных типах учебно- познавательной деятельности. Определение оценочных критериев основывается на когнитивной и регуляторной составляющих позиции субъекта учения. В работе предложена педагогическая модель формирования организованности в учебно-познавательной деятельности старшеклассников академического лицея. Ее структура включает содержательный, деятельностный и управленческий блоки. В процессе формирующего эксперимента, используется различные формы учебной работы. Для этой цели предлагается дидактическая система педагогических воздействий на учащихся, в которой учитывается специфика типов и видов деятельности (рецептивно- осмысливательная, работа с источниками информации, проблемно-поисковая, творческая, самоконтроль). Указываются направления коррекции умений и навыков учеников на индивидуальных консультациях. Репрезентируется разработанная программа факультатива по формированию умений и навыков организованности в учебной деятельности и излагаются концептуальные основы, определяющие содержание его работы. Формирующий эксперимент описан поэтапно. Даётся анализ результатов работы по окончании каждого из семестров. Обосновывается внесение коррекции в программу формирующего эксперимента, анализируется эффективность внесённых изменений. Изложены наблюдения над
особенностями подготовки учителей к работе по формированию
организованности учащихся в учебно-познавательной деятельности. Установлено, что педагогическими условиями формирования организованности являются следующие: внедрение научно обоснованной дидактической модели; учет комплекса факторов, влияющих на эффективность ее функционирования; использование адекватного оценочного механизма уровня сформированное™ исследуемого личностного образования; наличие необходимого кадрового и материально-технической базы и современного дидактического обеспечения учебного процесса.
Экспериментальная проверка показала эффективность предложенной автором педагогической модели формирования организованности старшеклассников академического лицея в учебно-познавательной деятельности.
The Dissertation is a theoretical and experimental investigation of the problem of formation of Academical Lyceum senior pupils organization in their scientific and cognitive activity. The peculiarities of the development of pupils of this age and their personal qualities formation are shown in the dissertation.
The system of organization and pedagogical conditions of tire effective functioning of the model developed has been grounded. The most active organization forms have been revealed.
The author suggests to treat the pedagogical model as a complex of expedient influence on reasonable, intellectual and contextual, processional and active spheres of a senior pupil white practicing teaching subqects and participating in acquainting practice.
The model is based on the principiles of system, complex, integration, it is directed to the subqective system of teaching and foresees such working forms as a lesson, lecture, individual consultation, interactive methods and activities.
Dydactic system of exercises considers the dependence of pedagogical means of organization formation on the type of teaching and researching activity. The results of the experimental work have approved the effectiveness of the pedagogical model developed.