У дисертації здійснено теоретичний аналіз педагогічних основ використання засобів фізичної культури як комплексного підходу до формування, розвитку і збереження фізичного здоров’я учнівської молоді та науково обґрунтовано педагогічні умови, що сприяють підвищенню ефективності оздоровчого впливу уроків фізичної культури й забезпечують його індивідуалізацію з урахуванням індивідуальних особливостей рівня фізичної підготовленості та соматичного здоров’я конкретного учня. Досліджено рівень фізичної підготовленості і соматичного здоров’я учнів 8-9 класів та ефективність оздоровчого впливу на них традиційної методики проведення уроків фізичної культури. Розроблено та апробовано авторську методику проведення уроків фізичної культури у 8-9 класах із застосуванням елементів таеквон-до для підвищення ефективності їх оздоровчого впливу. Сформульовані методичні рекомендації для вчителів фізичної культури щодо впровадження методики застосування елементів таеквон-до в процесі навчання фізичної культури.
В диссертации осуществлен теоретический анализ педагогических основ использования средств физической культуры как комплексного подхода к формированию, развитию и сохранению физического здоровья ученической молодежи и научно обосновано педагогические условия, которые способствуют его индивидуализации с учетом индивидуальных особенностей уровня физической подготовленности и соматического здоровья конкретного ученика. Исследовано уровень физической подготовленности и соматического здоровья учеников 8-9 классов и эффективность оздоровительного влияния на них традиционной методики проведения уроков физической культуры. Установлено, что неблагоприятные социально-экономические условия жизни, неблагополучная экологическая ситуация в Украине обусловливают стойкую тенденцию к ухудшению здоровья ученической молодежи. Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что, как среди мальчиков, так и девочек 8-9 классов общеобразовательной школы преобладает низкий уровень физической подготовленности и соматического здоровья. Это свидетельствует о недостаточной эффективности существующей методики проведения уроков физической культуры в школе. Результаты исследования подтверждают попытки построения процесса физического воспитания на основе использования разных видов спорта и других средств физической культуры с целью повышения уровня физического развития, подготовленности и здоровья. Разработана, теоретически обоснована и апробирована авторская методика проведения уроков физической культуры в 8-9 классах с применением элементов таэквон-до, которая предусматривала:
- порядок планирования и проведения уроков физической культуры с элементами таэквон-до; - методику преподавания и рекомендации к выполнению технических элементов таэквон-до; - объем самостоятельных занятий; - критерии оценивания приобретенных учениками специфических двигательных умений и навыков из таеквон-до; - структуру комплексного контроля учебных достижений уровня технического мастерства из таэквон-до.
Экспериментальная проверка методики подтвердила ее действенность и практическую значимость на современном этапе развития среднего образования. В диссертации достоверно показано, что применение элементов таэквон-до на уроках физической культуры в 8-9 классах положительно повиляло на физическую подготовленность и соматическое здоровье учащихся. Об эффективности авторской методики свидетельствуют результаты сравнительного анализа уровней физической подготовленности и соматического здоровья школьников. Статистически достоверная разница в показателях функционального состояния организма учащихся после эксперимента, качественная разница в уровне их соматического здоровья, увеличения количества и длительности самостоятельных занятий доводят эффективность предложенной нами методики проведения уроков физической культуры с элементами таэквон-до для учеников 8-9 классов. Исследование дало возможность разработать методические рекомендации для учителей физической культуры относительно внедрения методики применения элементов таэквон-до в процессе преподавания физической культуры (для повышения эффективности их оздоровительного влияния) и учебную програму для студентов педагогических вузов „Боевые искусства как валеотехнология”.
The paper provides a theoretical analysis of pedagogical basis of application of means of physical culture as a complex approach to formation, development and preservation of physical health of students, and scientifically explained pedagogical condition helping to increase efficiency of influence of PE classes and ensure their individualization including individual peculiarities of level of physical training and somatic health of specific student. It researched the level of physical training and somatic health of students of 8-9 grades and efficiency of revitalizing action onto them of traditional methods of conducting PE classes. Developed and tested author’s method of conducting PE classes in 8-9 grades students with application of elements of taekwondo for increase of efficiency of revitalizing action. Formed methodical recommendations for teachers of physical education regarding to implementation of methods of application of elements of taekwondo in the studying process of physical education.