Дисертація присвячена дослідженню місця та ролі православного й уніатського духовенства України в національно-визвольних процесах 1596-1686 рр. В дослідженні аналізується національно-конфесійна ситуація в Україні після укладення Берестейської унії 1596 р., висвітлюються особливості православної ментальності першої половини XVII ст., котрі проявлялись в остаточному завершенні оформлення автокефальності православної церкви. Розглядається процес становлення уніатської церкви та формування її ідеологічної доктрини, яка ґрунтувалась на усвідомленні національної ідентичності з українським народом. З’ясовується рівень та характер впливу православного та уніатського кліру на діяльність українського козацтва в першій половині XVII ст. Визначається ступінь взаємостосунків між церковними ієрархами та гетьманськими органами влади, акцентується увага на ролі уніатської конфесії в національно-визвольному русі на Правобережній Украй другої половини XVII ст.
Диссертация посвящена исследованию места православного и униатского духовенства у национально-освободительных процессах в Украине 1596-1686 гг. В исследовании анализируются причины и последствия провозглашения Брестской унии 1596 г. В результате ее реализации в Украине сложилась новая национальноцерковная ситуация, что существенно повлияло на развитие национально- освободительного движения. Уния обусловила тяжелый идеологический кризис украинского общества, разделенного между двумя противоборствующими формами христианской церкви. В тоже время введению унии сопутствовал небывалый всплеск активизации национального самосознания как православных, так и униатов.
В первой половине XVII ст. между представителями православной и униатской церквей происходило жестокое идеологическое противостояние за право представлять украинцев на политической арене Речи Посполитой. Идеологами православной конфессии были сформулированы и теоретически обоснованны основные положения автокефалии их церкви. В тоже время происходило становление униатской церкви и оформление ее идеологической концепции, основанной на идеи идентичности с украинским народом. Униатское духовенство рассматривало себя неотделимой частью украинского общества, способной представлять его интересы, и своей практической деятельностью стремилось утвердить это положение. В первой половине XVII ст. православная церковь оказывала существенное влияние на деятельность украинского козацтва, которая была направлена на подрыв власти Речи Посполитой в Украине, а также на подъем национального самосознания. Православное духовенство сумело привлечь на свою сторону Козаков и использовать их силу и авторитет в противостоянии с униатами. Униатские иерархи не сумели оценить появление на общественно-политической арене козацтва, в результате чего не смогли влиять на его действия. На протяжении 1596-1619 гг. четко прослеживается возрастание конфронтации между православными и униатами. Главными точками соприкосновения были: борьба в польском сейме за церковные права и привилегии, за свободные епископские должности, за материальное благосостояние митрополий. Освящение православной иерархии 1620 г. ознаменовало качественно новый этап в национально-религиозной жизни страны, который характеризовался неудачными попытками иерархов обеих церквей достичь примирения двух конфессий в Украине и еще большим обострением противостояния в епархиях.
В Украинском государстве, созданном в результате Национально-
освободительной революции, православная церковь стала официальной. Значительно усилились ее позиции в обществе, что было следствием целеустремленной поддержки со стороны гетманского правительства. Молодому государству была необходима единая идеология, которая бы объединяла разные слои общества. Поэтому униатская церковь не получила места в государственной структуре новой Украины. Выходя из политических соображений гетманское правительство взяло курс на ликвидацию униатства на подведомственных ему территориях. Такая политическая линия оставалась актуальной и при следующих гетманах, также исключавших униатскую конфессию из общественно-политической жизни Гетманщины. Вследствие поддержки польскими властями после Андрусовского договора 1667 г. позиции униатской митрополии на Правобережной Украине существенно усилились, что стало одной из причин неудачи национально-освободительного движения.
The thesis is devoted to the investigation of role of Orthodox and Uniate clergy in the national-liberation process in 1596-1686. There is an analysis of a new national-confessional situation in Ukraine that was formed after signing the Union in 1596, an interpretation of specialities of orthodox mentality in die first half of XVII century, that became apparent in the final stage of forming the independency of Orthodox Church. The process of formation of the Uniate Church and its ideological doctrine that was based on realizing the national identity with Ukrainian people are considered. The level and character of orthodox and uniate clergy’s influence on the activity of Ukrainian Cossacks in the first half ofXVII century are ascertained. The level of relationship between the church hierarchs and Hetman’s authorities are defined and the attention to the importance of Uniate confession for the spreading of national-liberation movement in the Right-bank of Ukraine in the second half of XVII century is drawn.