У дисертації досліджено актуальний аспект професійно-педагогічної підготовки - формування професійно ціннісних орієнтацій майбутнього вчителя музики.
Визначено сутність поняття, виявлено діалектичний взаємозв’язок ціннісних орієнтацій зі складовими компонентами структури особистості: спрямованістю, потребами, мотивами, установками, інтересами, ідеалами, переконаннями, світоглядом.
Розроблено критерії та встановлено чинники, що впливають на рівень сформованості стрижневої якості особистості - її ціннісних орієнтацій. Доведено залежність процесу формування професійно ціннісних орієнтацій студентів від спрямованості навчально-виховної діяльності вузу на їхнє особистісне зростання. Науково обгрунтовано і експериментально перевірено організаційно-педагогічну систему формування професійно ціннісних орієнтацій майбутніх вчителів методами активного навчання, розроблено практичні рекомендації викладачам музичних дисциплін щодо особливостей становлення ціннісної системи студентів.
В диссертации исследован актуальный аспект вузовской
профессионально-педагогической подготовки - формирование профессионально ценностных ориентаций будущего учителя музыки.
Установлено, что проблема ценностей, ценностных ориентаций находится в сфере пристального внимания современных ученых, однако остается не исследованным личностное ценностное отношение к профессии учителя, слабо реализуется на практике воспитательный потенциал педагогического вуза.
На основе теоретического анализа ценностные ориентации рассматриваются как центральный компонент, ядро структуры личности, который определяет направление ее развития, осознанное ценностное отношение субъекта к объекту, к окружающей действительности, к себе, к другим людям, и реализуется в поведении, поступках, в смыслообразующей деятельности, выполняя при этом контролирующую и регулирующую функции. Профессионально ценностные ориентации трактуются как один из существенных аспектов ценностных ориентаций в целом и представляют собой сложное интегративное образование, основанное на иерархической системе общечеловеческих и профессиональных ценностей, проявляющееся в избирательном отношении к педагогической деятельности и включающее в себя способность к целостному восприятию, адекватному оцениванию и сопереживанию.
Доказывается, что устойчивость ценностных ориентаций обусловлена взаимосвязью и конкретным содержательным наполнением их когнитивного, эмоционального и поведенческого уровней. Выявлены возможности формирования профессионально ценностных ориентаций, заложенные в учебно-воспитательном процессе вуза. Рассмотрев противоречия, заключающиеся в разных ценностных основаниях профессиональной и учебной деятельности, отметив специфику профессиональной подготовки будущего учителя музыки, обусловленную взаимосвязью специальных и общепедагогических компонентов, и указав на недостаточную педагогическую направленность организации занятий в исполнительских классах, автор теоретически обосновывает и
экспериментально доказывает перспективность таких форм и методов учебно- воспитательной работы, которые активизируют собственную инициативу студентов, расширяют круг их профессиональных потребностей. С помощью диагностических методов исследования (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, интервью, самоотчет) выявлялась степень сформированности профессионально ценностных ориентаций студентов. На основании данных констатирующего эксперимента определены критерии и установлены три уровня сформированности профессионально ценностных ориентаций студентов-музыкантов: высокий (деятельно-творческий), средний (осознанно-пассивный) и низкий (эмоционально-эмпирический). Подавляющее большинство опрошенных имеют низкий и средний уровни, их ценностные ориентации не подкрепляются профессиональными личностными качествами, поведение не адекватно характеру усвоенных ценностей, главными для этих студентов являются ориентации на витальные ценности, объективный анализ и оценка музыкальных и педагогических явлений не подкреплены навыками их систематизации, характерно пассивное отношение к делу. Преобладание эмоционально-эмпирического и осознанно-пассивного уровней свидетельствует о недостаточной направленности испытуемых на ценности и цели педагогической деятельности. С целью обогащения студентов знаниями о профессионально значимых ценностных ориентациях учителя, развития личностных качеств, определяющих сформированность ценностного отношения к педагогической деятельности, была разработана и апробирована организационно- методическая система, основанная на принципах активного и осознанного усвоения ценностей педагогической деятельности, единства и взаимосвязи обучения, развития и воспитания, взаимодействия, сотрудничества и сотворчества, проблемности обучения. Формирование составных элементов профессионально ценностных ориентаций, усвоение ценностей педагогической деятельности осуществлялось в условиях сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения и реализовывалось в ситуациях педагогического моделирования, активного использования рефлексивных возможностей студентов, профессиональнопедагогической направленности учебно-воспитательного процесса.
Результатом апробации разработанной системы занятий стали положительные изменения в системе профессионально ценностных ориентаций студентов экспериментальной группы в сторону гармонизации, сбалансированности, отмечается их инициативность и эмоциональная стабильность в проблемных ситуациях, стремление к высоким достижениям, заинтересованное отношение к педагогической работе, творческий подход к делу, умение вести диалог, дискуссию, выдвигать цели и прогнозировать результаты деятельности.
In the thesis an actual aspect of professional-pedagogical preparing and formation of professionally valuably orientation of future music teacher studied.
Here an essense of a concept is defined, dialectical interconnections of valuable orientations with the components of structure of personality is shown directions requirements, motives, parposes, interests, ideals, convictions and world outlook is defined.
The criteria are developed and the factors that influence the level of fundamental quality of personality, its valuable orientations are set up. The process of formation of professionally valuable orientations of the students dependent on directions of educational-training actions of Higher Education Establishment an their personal development is proved.
Organisational and pedagogical system of formation of professionally valuable orientations of future teachers on the basis of methods of active education is scientifically proved and checked.
Practical recommendations for teachers of musical disciplines are worked out as to the effect of students' personality.