З’ясовано соціокультурні передумови становлення наукових поглядів С. Балея та історичну долю його ідей. Досліджено філософсько-антропологічні основи психолого-педагогічної спадщини мислителя, визначено їх місце і значення у його філософсько-педагогічній концепції. Обгрунтовано світоглядно-методологічну значущість освітнього ідеалу С. Балея у контексті модернізації вітчизняної освіти. Виявлено евристичний потенціал інтерпретації мислителем освітнього процесу як діалогу у зв’язку з новими завданнями сучасної освіти. З’ясовано роль філософських та психолого-педагогічних ідей вченого в осмисленні нових вимог до особистості педагога. Визначено можливості застосування ідей філософсько-педагогічної концепції С. Балея в освіті України.
На основе системного подхода осуществлена теоретическая реконструкция творческого наследия украинского ученого С. Балея для определения мировоззренческо-методологического потенциала его философско-педагогической концепции и ее, значения для модернизации образовательной системы Украины. Показано место С. Балея в системе украинской и польской гуманистики, а также особенности философских, педагогических и психологических идей мыслителя, предопределенных ситуацией «граничности» в его жизни. Проанализирована социокультурная взаимосвязь. С. Балея с Львовско-Варшавской философской школой и, соответственно, влияние традиций и достижений европейско-американской психолого-педагогической школы на философию образования мыслителя, что в результате и определило ее историческую судьбу в Украине, поскольку сформулированные в ней мировоззренческо-методологические приоритеты противоречили ряду положений советской школы детской и педагогической психологии в отношении организации системы образования. Уточнены основные теоретические источники философско-педагогической концепции ученого, к которым относятся: идеи философии жизни, философии персонализма, герменевтики, феноменологии, психоанализа, которые были критически им переосмыслены. Доказано, что философия образования С. Балея основана: в онтологическом аспекте - на трактовке образования как одной из форм бытия человека; в эпистемологическом — на ориентации на методы понимания; в антропологическом - па понимании педагогического взаимодействия как интеракции разных экзистенциальных ситуаций самих участников педагогической коммуникации; в праксиологическом - на неприятии как теоретического, так и практического нормирования образовательной деятельности. Обосновано, что образовательный идеал С. Балея предполагает понимание личности, основанное на учете ее иррациональной природы, связанное с целостностью личности, сориентированный на достижение свободы и развитие ее духовности. Данные идеи академика эксплицированы в качестве таких, что могут служить одним из мировоззренческо-методологических ориентиров в переосмыслении образовательного идеала в Украине для самоактуализации личности на принципах индивидуализации и дифференциации как попытки решения противоречия между общими, частичными и единичными целями в образовательном процессе. На основе сравнительного анализа требований к личности педагога в творческом наследии мыслителя и современной философско-педагогической литературе доказано, что одной из причин торможения образовательных реформ в Украине является стереотипное толкование таких качеств педагога, как педагогический талант, любовь к ребенку, педагогический такт, актерское мастерство; актуализировано социальную и культурную релевантность таких, обоснованных С. Балеем педагогических качеств, как воспитательная способность, расположение к ребенку, тактичность, естественность общения. В соответствии с философско-психологическими взглядами С. Балея предложены варианты корреляции психолого-педагогического тестирования, учитывающие особенности развития личности и тем самым способствующие объективизации оценки качества образования и повышению ее уровня. На основе изучения дифференцированного и генетического подходов мыслителя к проблеме гендерного неравенства и стереотипов в образовании доказана целесообразность коедукации как модели личностно ориентированного образования. Обосновано, что философско-психологические труды С. Балея по литературоведении основываются на принципах мировоззренческого плюрализма и персонализации знаний, которые можно квалифицировать как одни из базовых положений философии литературного образования.
The socio-cultural preconditions of formation of S. Baley’s scientific views and historical fate of his ideas were found out in the thesis. Philosophical and anthropological basis of psycho-pedagogical heritage of thinker were investigated. Their role and significance in his philosophical and educational conception were defined. Ideological and methodological significance of the educational ideal of S. Baley in the context of the modernization of national education was proved. Heuristic potential of Baley’s interpretation of the educational process as a dialogue due to the new challenges of modern education was discovered. The role of philosophical, psychological and pedagogical ideas of the scientist in comprehending of the new requirements for personality of teacher was found out. The possibility of applying of ideas of philosophical and pedagogical conceptions of Baley in education of Ukraine was determined.