Висвітлюється процес допризовної підготовки молоді до служби в Збройних Силах України в 1991-2001 рр. Наголошено, що указ Президії Верховної Ради СРСР від 10 квітня 1989 р. «Про внесення змів до Закону СРСР «Про загальний військовий обов’язок» поклав початок створенню фактично робітничо-селянської армії ще за часів СРСР. Дисертантом розглядаються зародження та розвиток військово-патріотичних традицій в українському суспільстві, організаційна структура допризовного навчання учнів у загальноосвітній середній школі та головні фактори впливу на ставлення молоді до служби в армії. У результаті проведеного дослідження розкривається роль військкоматів, Товариства сприяння обороні України, а також молодіжних спортивно-патріотичних організацій у допризовній підготовці учнів та призовної молоді до служби в національних Збройних Силах. Аналізуються форми і методи, а також спроби підвищення ефективності військово-патріотичного виховання молоді.
Освещается состояние и проблемы допризывной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах Украины в 1991-2001 гг. Определено, что в основе военно-патриотического воспитания юношей лежали глубокие национальные традиции, способствовавшие его внедрению в сознание юношеской среды Украины. Подчеркивается, что указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 г. «О внесении изменений в Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» положил начало созданию фактически рабоче-крестьянской армии еще в СССР, узаконив всяческие отсрочки, отзывы студентов из армейских рядов и других отрицательных явлений, связанных с подготовкой и призывом юношей па службу в Вооруженные силы. В ходе исследования было установлено, что с развалом СССР в 1991 г. и провозглашением независимости Украины система военно-патриотической подготовки юношей приобретает новое значение. Формирование Вооруженных Сил Украины и предвоенная подготовка юношей на устаревшей материальнотехнической базе сталкиваются с сильными финансовыми проблемами и несовершенством нормативно-правовой базы. Состояние военнопатриотической подготовки характеризуется рядом существенных упущений и недостатков. Рассмотрены организационная структура допризывного обучения учащихся в общеобразовательной средней школе и основные факторы влияния на отношения молодежи к службе в армии. Определены положительные и отрицательные явления в допризывной подготовке юношей, различно влиявшие на ее уровень. Диссертантом проанализирована структура армейских и общественных организаций подготовки молодежи Украины. Раскрыты основные функции и главные направления работы военных комиссариатов, Общества содействия обороне Украины и молодежных спортивно-патриотических организаций. Приведены удручающие факты ухудшения здоровья призывников (с десяти юношей практически непригодных к военной службе было почти восемь), уменьшения количества подготовленных к армейской службе юношей при одновременном росте численности уклоняющихся от ее несения, а также результативности военно-патриотической деятельности общественных организаций. Социально-экономическое состояние населения обозначилось не только ростом заболеваемости, но и низким уровнем духовности молодежи. Неуставные отношения оставались нерешенной проблемой, которые отрицательно отобразились на отношении к армии среди населения. Автором были исследованы формы и методы военно-патриотического воспитания учащихся ряда киевских школ, различные военно-патриотические фестивали, месячники, деятельность соответствующих клубов и других подобных мероприятий. Среди попыток молодежи к увеличению эффективности военно-патриотического воспитания выделены действия как органов власти, так и предложения отдельных участников этого процесса.
The process of pre-conscription training of young men for the service in the Armed Forces of Ukraine is highlighted. It is emphasized that the Decree of the Presidium of the Supreme Council of the USSR dating April 10, 1989 «On changes to the law of the USSR «On the compulsory military services» initiated the formation of workers and peasants army as early as in the times of the USSR. The establishment and development of military-patriotic traditions in the Ukrainian society, as well as the organisational establishments and the main factors which affected young men’s attitude to the service in the Armed Forces are considered. The role of military registration and enlistments offices, the Society of assistance to the defence of Ukraine, as well as youth sport and patriotic organisations in the pre-conscription training of secondary school students: and youth undergoing pre-conscription military training for the service in the national Armed Forces is revealed. The forms and methods, as well as attempts of improving the effectiveness of military-patriotic education of young generation.