Дисертація присвячена дослідженню та переосмисленню соціально-філософських аспектів співвідношення держави та громадянського суспільства, зокрема в історично-поступальному розвитку. В роботі доведено, що не форма, а зміст, сутність та спрямованість державного управління визначають гармонію, єдність або розбрат держави та громадянського суспільств. Кожна історична епоха концептуалізує власний ідеал суспільного оптимуму. Сучасне уявлення про суспільний оптимум невід’ємне від функціональної багатоманітності громадянського суспільства. Більше того: громадянське суспільство вважається основною сутнісною ознакою і атрибутивною умовою соціуму, котрий розвивається за принципами ефективності й гармонії. У нетрадиційному ключі здійснено спробу реконструювати структуру громадянського суспільства, тобто показати, що воно - це об’єкти-суб’єкти, соціальні відносини, інтереси та потреби, культура та світогляд. Для того, щоб корінним чином дослідити ці складові, треба щодо кожної з них створювати онтологічну картину соціального буття. Особливо наголошено на тому, що держава та громадянське суспільство приречені на функціональну взаємодію і взаємозалежність, бо за відсутності чи невиразності будь-якого з цих елементів система сучасного соціуму приречена на буттєву стагнацію і управлінську непереконливість. Обґрунтована значущість верховенства права як принципу світоглядної культури і суспільного буття. Громадянське суспільство розглядається як складне соціокультурне утворення, засноване на системі приватних, громадських, соціально-економічних, національних, політичних відносин та інститутів, незалежних від держави, що грунтується на демократичних цінностях, гуманістичних моральних орієнтирах та правових принципах.
Диссертация посвящена исследованию и переосмыслению социальнофилософских аспектов соотношения государства и гражданского общества, в частности в исторически поступательном развитии. В работе доказано, что не форма, а содержание, сущность и направленность государственного управления, определяют гармонию, единство или раздор государства и гражданского общества. Каждая историческая эпоха концептуализирует собственный идеал общественного оптимума. Современное представление об общественном оптимуме неотъемлемо от функционального многообразия гражданского общества. Болес того: гражданское общество считается основным сущностным признаком и атрибутивным условием социума, который развивается на принципах эффективности и гармонии. В нетрадиционном ключе осуществлена попытка реконструировать структуру гражданского общества, то есть показать, что оно — это объекты-субъекты, социальные отношения, интересы и потребности, культура и мировоззрение. Для того, чтобы коренным образом исследовать эти составляющие, нужно относительно каждой из них создавать онтологическую картину социального бытия. Особенно отмечено то, что государство и гражданское общество обречены на функциональное взаимодействие и взаимозависимость, потому что при отсутствии или невыразительности любого из этих элементов система современного социума обречена на бытийственную стагнацию и управленческую неубедительность. Обоснована значимость верховенства права как принципа мировоззренческой культуры и общественного бытия. Гражданское общество рассматривается как сложное социокультурное образование, основанное на системе частных, общественных, социальноэкономических, национальных, политических отношений и институтов, независимых от государства, основанного на демократических ценностях, гуманистических моральных ориентирах и правовых принципах. Идеальная модель правового государства и гражданского общества в среде обществоведов является консенсусной нормой. Дискуссии продолжаются лишь относительно факторов, которые лежат в основе, формируют функциональный фундамент обозначенных телеологических образцов. В работе обоснована значимость верховенства права как принципа мировоззренческой культуры и общественного бытия. Природа и функциональные особенности идеи права являются сложными и полиаспектными. Невзирая на то, что правовые аспекты по большей части оказываются предметом политико-правовых исследований, мировоззренческий и социально-философский уровни оперирования ими служит основным предохранителем против концептуальной некорректности и тенденциозности. Права и свободы индивида должны неуклонно придерживаться обществом, поскольку это — неуклонная предпосылка общественного прогресса. Этот тезис функционально уравновешивает такое замечание: если индивидуальные права и свободы не дополнить обязанностями индивида перед обществом, то это будет означать движение в направлении хаоса, анархии, произвола, деструктивного и в целом распада единственного социального механизма. Права и обязанности индивида находятся в неразъемном единстве. Их игнорирование или отрицание со всей неотразимостью приводит к монадизации общественных взаимоотношений, дезинтеграции механизмов социализации и потери индивидом тех преимуществ, которые предоставляет общественная форма жизнедеятельности и ради которых социум, собственно, существует. Полиаспектный диапазон свободы испокон веков был объектом придирчивого внимания общественного сознания различного теоретикоаргументационного уровня. Однако систематизация и концептуализация свободы как атрибута индивидуального и общественного бытия даже в наше время остается актуальной исследовательской задачей, которая содержит много интерпретационных трудностей и мировоззренческо-аксиологических коллизий.
The thesis is devoted to research and rethinking of social and philosophical aspects of the relationship of the state and civil society, particularly in the historically-advancing development. Thesis proves, that it is not the form, but content, nature and orientation of the government, that determine the harmony, unity or discord of the state and civil society. Each historical era conceptualizes its own ideal of social optimum. The modem idea of the social optimum is inherent in functional diversity of civil society. Moreover: civil society is essentially the main feature and attributive condition of society, which developed on the principles of efficiency and harmony. An attempt to reconstruct the structure of civil society, to show that it is - subjects-objects, social relations, interests and needs, culture and world outlook, is made in non — traditional key. In order to radically explore these components, one should create ontological picture of social life for each of them. The fact that the state and civil society are doomed to a functional interaction and interdependence is especially emphasized, because in the absence or indistinctness of any of these elements, modem society is doomed to existential stagnation and administrative weakness. Concernment of the rale of law as the principle of world-view culture and social life is grounded. Civil society is regarded as a complex socio-cultural formation, based on a system of private, public, social, economic, national, political relations and institutions, independent from the state, based on democratic values, humanistic moral standards and legal principles.