Дисертаційне дослідження присвячено проблемі виховання дітей трудових мігрантів в умовах соціально-освітнього середовища. Розкрито підходи щодо виховання дітей трудових мігрантів в сучасній теорії та практиці; проаналізовано сутність та особливості виховної діяльності з дітьми трудових мігрантів в умовах соціально-освітнього середовища. Здійснено аналіз стану проблеми виховання дітей трудових мігрантів в умовах соціально-освітнього середовища. Визначено критерії, показники та рівні вихованості дітей трудових мігрантів. Обгрунтовано та апробовано соціально-педагогічні технології у процесі виховання дітей трудових мігрантів. Визначено ефективність експериментальної програми у процесі виховання дітей трудових мігрантів в умовах соціально-освітнього середовища.
Осуществлен теоретико-методический анализ системы влияний социальнообразовательной среды на воспитание детей трудовых мигрантов. Определено содержание понятий "дети трудовых мигрантов", "родители, которые работают за рубежом", "воспитанность детей трудовых мигрантов"; определены критерии (эмоционально-мотивационный, ценностный, познавательный и поведенческий) и показатели воспитанности детей трудовых мигрантов, подан уровневый подход к их оценке (эталонный, достаточный, ситуативный, минимальный); уточнено понятие "социально-образовательная среда", расширено ее смысловое наполнение. Определены составляющие социально-образовательной среды: семья как социальный институт (традиции, обычаи, ценности, стиль воспитания); общеобразовательное учебное заведение (учебный процесс, воспитательный процесс, внеурочное время); микрорайон (внешкольные заведения: клубы по месту жительства, детские и молодежные организации, спортивные школы, станции юных техников, натуралистов; просветительские заведения: музеи, библиотеки, выставочные центры, театры и кинотеатры; досуговые заведения: дворцы детского творчества, парки культуры и отдыха, художественные, музыкальные, хореографические студии, центры научно-технического творчества). Определены особенности воспитательной деятельности с детьми трудовых мигрантов в условиях социально-образовательной среды. Установлено, что особенностями воспитательной деятельности с детьми трудовых мигрантов в социально-образовательной среде являются: влияние на личность ребенка трудовых мигрантов осуществляется через ближайшие условия и факторы непосредственного его окружения: через микросреду (неофициальных опекунов, друзей); налаживание сотрудничества между всеми субъектами воспитательной деятельности с детьми трудовых мигрантов; планирование и осуществление воспитательного процесса с учетом того, что дети ограничены в семейном общении, родительской заботе и защите; построение воспитательной работы на принципе добровольного участия детей трудовых мигрантов; создание нового позитивного социального окружения для детей трудовых мигрантов, в котором интенсивнее, полнее раскрывается личность ребенка. Определены и внедрены технологии социально-педагогической работы в процесс воспитания детей трудовых мигрантов в условиях социальнообразовательной среды. В практику воспитательной работы внедрена авторская экспериментальная программа "Подольская семья", которая содержала такие технологии социально-педагогической работы с детьми трудовых мигрантов: технологии социально-педагогического сопровождения детей трудовых мигрантов; технологии социально-педагогической работы с детьми трудовых мигрантов по месту жительства; технологии профилактической работы с родителями, которые намереваются ехать за границу на заработки, средствами рекламноинформационного влияния. Выявлена эффективность применения использованных социальнопедагогических технологий в процесс воспитания детей трудовых мигрантов в условиях социально-образовательной среды. Установлено, что существует позитивная динамика в уровнях воспитанности у детей трудовых мигрантов экспериментальных групп.
Dissertation research is sanctified to the problem of education of children of labour migrants in the conditions of socialeducational environment. Approaches are exposed in relation to education of children of labour migrants in a modern theory and practice; essence and features of educator activity are analysed with the children of labour migrants in the conditions of socialeducational environment. The analysis of the state of problem of education of children of labour migrants is carried out in the conditions of socialeducational environment. Criteria, indexes and levels of breeding of children of labour мігрантів, are certain. Reasonably and socialpedagogical technologies are approved in the process of education of children of labour migrants. Efficiency of experimental is certain in the process of education of children of labour migrants in the conditions of socialeducational environment.