Дисертацію присвячено дослідженню мовно-жанрових особливостей педагогічних праць В.О. Сухомлинського.
У роботі з’ясовано поняття, структуру мовної особистості; проаналізований педагогічний дискурс з огляду на його комунікативні стратегії (пояснювальну, аксіологічну, контролюючу, сприяльну, організуючу). Описано жанрово-стильовий аспект педагогічного дискурсу Василя Олександровича. На основі аналізу письменницької спадщини педагога-письменника проаналізовано особливості використання ним у канві творів таких мовностилістичних засобів, як мегпафора, епітет, порівняння, персоніфікація, крилатий вислів, літературна цитата, прислів’я, приказка, контекстуальний синонім, неологізм. Досліджено особливості синтаксису наукових, публіцистичних, художніх творів В.О. Сухомлинського. Виявлено роль слова рідної мови у вихованні, навчанні, розвитку дитини, визначені специфічні особливості викладання української мови та літератури.
Диссертация посвящена исследованию речевых и жанровых особенностей педагогических трудов В.А. Сухомлинского.
Словарный состав любого произведения - совокупность неоднородных в содержательном, стилистическом отношении слов, различающихся своей яркостью, происхождением, значением, эмоционально-экспрессивной окраской. Поэтому во время изучения языка произведений В. А. Сухомлинского были охарактеризованы особенности его словарного состава и выяснены стилистические функции языковых средств.
На основе лингвостлистического исследования работ В.А. Сухомлинского делаем вывод, что язык произведений педагога чрезвычайно богат и оригинален, поэтому, безусловно, заслуживал на тщательный анализ его лексического состава и синтаксических особенностей. Василий Александрович нашёл присущие именно ему языковые средства, которые дали возможность создать индивидуальный стиль, характеризующийся неповторимостью и самобытностью. Проанализировав лексические и ірамматические единицы произведений В А. Сухомлинского, можно сделать вывод, что работы педагога принадлежат к одному из социолингвистических типов дискурса, а именно педагогическому. В текстах произведений автором были использованы семантико-стилистические парадигмы слов учитель, ученик, ученики, коллектив, воспитание, обучение, школа-, специфические фразы для привлечения внимания: обращения, этикетные формулы, замечания, комментарии, что есть характерным для педагогического дискурса Василием Александровичем созданы произведения публицистического, научного, художественного и эпистолярного стилей. Язык некоторых произведений педагога-писателя органически соединил собственно публицистические компоненты (социально-политическая лексика и фразеология, специфические синтаксические средства) с разнообразными стилистическими средствами художественно-образного выражения мысли и чувства. Именно поэтому есть основания утверждать, что некоторые его работы принадлежат к художесгвенно-публицистическому подстилю. На связь эпистолярною стиля с художественным, научным, публицистическим указывают работы „Письма к сыну” и „Письма к дочери”. Язык этих произведений образный, богат поговорками, пословицами, тропами, содержит афоризмы, литературные цитаты, исторические и общественно весомые факты. Среди синтаксических особенностей произведений следует отметить характерное использование Василием Александровичем сложных и осложненных предложений. Для большинства синтаксических единиц характерна побудительная модальность.
В процессе анализа лишводидактического наследия ВА. Сухомлинского установлено, что значимое место в нём занимают проблемы воспитания молодежи и подростков с помощью родного языка Неоднократно Василий Александрович задумывался над тем, что должны практически сделать преподаватели для того, чтобы их воспитанники любили, уважали родное слово. В связи с этим педагог использовал разнообразные формы и методы изучения родного языка путешествия в природу (Школа под голубым небом), походы местами боевой и трудовой славы народа, посещение музеев, чтение и обсуждение образцов классической и современной литературы.Среди синтаксических особенностей произведений следует отметить характерное использование Василием Александровичем сложных и осложненных предложений. Для большинства синтаксических единиц характерна побудительная модальность.
В процессе анализа лингводидактического наследия В. А. Сухомлинского установлено, что значимое место в нём занимают проблемы воспитания молодежи и подростков с помощью родного языка Неоднократно Василий Александрович задумывался над тем, что должны практически сделать преподаватели для того, чтобы их воспитанники любили, уважали родное слово. В связи с этим педагог использовал разнообразные формы и методы изучения родного языка путешествия в природу (Школа под голубым небом), походы местами боевой и трудовой славы народа, посещение музеев, чтение и обсуждение образцов классической и современной литературы.
The dissertation is dedicated to the research of language genre peculiarities of
V.O. Sukhomlynskiy’s pedagogical works.
The conception and structure of language personality are considered in this thesis; pedagogical discourse from the point of view of its communicative strategy (explanatory, axiological, testing, assistive) has been analyzed. Genre — style’s aspect of V.O. Sukhomlynskiy’s pedagogical discourse has been described. On the basis of analysis of writer’s heritage, the peculiarities of usage in the outline of his works such language - stylistic means as metaphor, epithet, comparison, personification, proverbial expression, literary quotation, saying, contextual synonym, neologism have been analyzed The peculiarities of syntax of V.O. Sukhomlynskiy’s scientific, publicistic and fiction have been researched. The role of native language’s word in the process of child’s upbringing, education and development is displayed Specific peculiarities of teaching Ukrainian language and literature, which V.O. Sukhomlynskiy had used in his activities have been defined.