Дослідження присвячено проблемі формування координаційних умінь дітей середнього та старшого дошкільного віку з функціональними порушеннями зору в дошкільних навчальних закладах. Метою дослідження було розроблення та теоретичне обґрунтування методики формування координаційних умінь з урахуванням вікових особливостей їх розвитку в дітей дошкільного віку з функціональними порушеннями зору. У роботі показана важливість розвитку координаційних здібностей дітей дошкільного віку для їх фізичного становлення, фізичної підготовленості, позитивного впливу на розумовий розвиток дитини, підготовку до навчання в школі. У дисертації здійснено порівняльний аналіз особливостей розвитку координаційних здібностей дітей 4-5 років з порушенням зорового аналізатора та без зорової патології, розроблено спеціальну шкалу оцінки розвитку кожного виду координаційних здібностей для дітей 4-5-річного віку з функціональними порушеннями зору та їх здорових однолітків, теоретично обґрунтовано та практично розроблено методик}' формування координаційних умінь з урахуванням вікових особливостей їх розвитку. Експериментально доведена ефективність запропонованої методики формування координаційних умінь на заняттях з фізичної культури в дошкільних навчальних закладах.
Диссертационное исследование было направлено на разработку и экспериментальное обоснование методики формирования координационных умений с учетом возрастных особенностей их развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения в дошкольных учебных заведениях. В диссертации были изучены возрастные особенности развития и сделан сравнительный анализ каждого вида координационных способностей детей 4-5 лет с нарушением зрительного анализатора. На основании результатов исследования разработана специальная шкала оценки развития координационных способностей для детей 4-5 лет с функциональными нарушениями зрения. Экспериментально доказана эффективность предложенной методики в процессе формирования координационных способностей детей. В работе показана важность развития координационных способностей детей дошкольного возраста для их физического развития, физической подготовленности, их позитивного влияния на умственное развитие ребенка, подготовку к школьному обучению. Результаты теоретических исследований свидетельствуют о том, что нарушения зрительного анализатора негативно влияют на физическое развитие, формирование двигательной сферы, функциональных показателей. Антропометрические показатели (рост, масса тела, окружность грудной клетки) у детей з патологией зрительного анализатора снижены в сравнении с детьми без нарушений органа зрения. Дети с патологией зрения по уровню развития всех физических качеств (скорость, сила, выносливость, гибкость) во всех возрастных группах отстают от своих здоровых сверстников. Нарушение зрение наиболее негативно влияет на сферу координационных способностей. Эти отклонения являются препятствием для формирования двигательных навыков, развития физических качеств.
Для определения уровня развития координационных способностей была подобрана методика тестирования с учётом анатомо-физиологического развития детей дошкольного возраста и нарушения зрительного анализатора. Определялось развитие следующих видов координационных способностей: способность к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений, сохранению статического и динамического равновесия, к ритму, к пространственному ориентированию, расслаблению мышц, к координации движений. Сравнительный анализ исследования показал, что дети с нарушением зрения отстают по всем показателям от своих сверстников. В большей степени выявлено отставание по показателям способности к пространственному ориентированию и сохранению способности статического равновесия.
На основе полученных данных была разработана специальная шкала оценки развития координационных способностей для детей 4-5 лет с функциональными нарушениями зрения. Шкалы содержат словесную и бальную оценку всех исследуемых показателей. Данная шкала позволит определить характер и величину отклонений в развитии координационных способностей детей 4-5 лет с функциональными нарушениями зрения, обеспечить дифференцированный и индивидуальных подход при работе с каждым ребёнком на занятиях по физической культуре в дошкольных учебных заведениях для детей с нарушением зрения.
На основе полученных результатов исследования была разработана и экспериментально проверена методика формирования координационных умений с учетом возрастных особенностей их развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения. Методика была разработана с учётом морфологических особенностей и функциональных возможностей детского организма, уровня подготовленности, здоровья, особенностей психики детского организма. Методика разработана с учетом зрительной патологии и вторичных нарушений у детей. Для предупреждения прогрессирования офтальмологический заболеваний были включены специальные упражнения для сохранения зрения, для улучшения кровоснабжения в тканях глаза, для улучшения роботы мышц глаза, для снятия утомления глаз.
Методика состоит из 7 комплексов упражнений для целенаправленного формирования координационных умений с учетом наиболее отстающих видов координационных способностей. Методика состояла из 60 занятий, которые проводились 3 раза в неделю по 30 минут в средней группе и по 35 минут в старшей группе. Специальные задания подобраны для эффективного влияния на действие различных анализаторов: двигательного, зрительного, тактильного, слухового, которые позитивно влияют на развитие и определяют уровень координационных способностей.
В результате применения разработанной методики формирования координационных умений с учётом возрастных особенностей их развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения в дошкольных учебных заведениях выявлены положительные сдвиги в уровне развития координационных способностей, о чем свидетельствуют более выраженные изменения показателей экспериментальных групп. Данная методика позитивно влияет на уменьшение коэффициента вариации в течение исследования у детей 4-5 лет из экспериментальных групп. У детей с нарушением зрения после внедрения экспериментальной методики функциональное состояние зрительного анализатора не ухудшилось, по результатам офтальмологического осмотра.
Использование специальных заданий является эффективным подходом в методике обучения, направленного на формирование координационных умений, и раскрывает новые возможности для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
The thesis is devoted to the problem of the formation of coordination skills of four and five-year-old children with functional visual impairment in infant school. The purpose of the research is to develop and to test the methods for the formation of coordination skills abiding the peculiarities of their development in the preschool children with functional visual impairment. In the thesis the comparative analyses of the peculiarities of the coordination motor skills development of four and five-year-old children with functional visual impairment and without visual disorders was done and the special rating scale for the testing coordination motor skills of four and five-year-old children with functional visual impairment was formed. It was find out the positive changes in level of the development of coordination skills, according to the date that show more expressed changes indicators of four and five-year-old children with functional visual impairment of experimental groups comparing with control groups. The using of special training tasks is an effective approach in the methods of coordination skills training and ensures new possibilities for the increasing effectiveness of physical education in infant school for preschool children with visual impairment.