Дисертацію присвячено проблемі соціально-педагогічного супроводу умовно засуджених. У роботі уточнено поняття "умовно засуджені неповнолітні", "ре соціалізація неповнолітніх"; з’ясовано сутність, структуру, алгоритм, етапи соціально-педагогічного супроводу умовно засуджених неповнолітніх; досліджено чинники соціально-педагогічного супроводу, визначено критерії, показники та рівні ресоціалізації умовно засуджених неповнолітніх. Доведено, що проведення ефективного соціально-педагогічного супроводу умовно засуджених неповнолітніх є безсумнівним доказом отримання очікуваного позитивного результату як в плані розвитку окремих позитивних соціально значущих якостей умовно засуджених неповнолітніх, так і в плані розвитку у них соціальної мотивації загалом.
Диссертация посвящена проблеме социально-педагогического сопровождения условно осужденных. Раскрыто научные взгляды и принципы социально-педагогической работы с условно осужденными несовершеннолетними, особенности организации их социально-педагогического сопровождения. Выявлены типы проявления акцентуации характера несовершеннолетних при личностных изменениях или реакциях, что дало возможность установить причины появления склонности к правонарушениям. Предложена трактовка сущности и структуры объекта социально-педагогического сопровождения "условно осужденные несовершеннолетние". Определено характеристику условно осужденного несовершеннолетнего и раскрыто психолого-педагогический портрет даного субъекта, который отражает ряд социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем. На основе анализа научных подходов (системного, личностного, средового, технологического и других) предложено толкование понятия "социальнопедагогическое сопровождение условно осуждённых несовершеннолетних" и определены его основные функции: восстановительная, компенсирующая, стимулирующая, социализирующую, реализация которых предусматривает поддержку, защиту, помощь, реабилитацию, доминирующих или взаимодействуют на разных этапах данного процесса. Раскрыто сущность процесса "ресоциализация несовершеннолетних", которая направляется на восстановление в условно осужденных качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Обосновано содержание и методы организации скоординированной работы и взаимодействия социальных институтов и общественных организаций по ресоциализации условно осужденных несовершеннолетних. При плодотворном сотрудничестве могут способствовать устранению причин правонарушений несовершеннолетних, реанимировать асоциальные семьи, актуализировать помощь досуговых центров и клубов, групп взаимопомощи, социальных внешкольных воспитательных центров.
Анализ реального состояния социально-педагогического сопровождения в Украине позволил определить направления социально-педагогического процесса, ориентированные на оптимальную ресоциализацию условно осужденного несовершеннолетнего: социально-реабилитационная работа с условно осужденными несовершеннолетними; социально-реабилитационная работа с родителями; социально-реабилитационная работа с ближайшим окружением; организационная работа с различными социальными институтами и государственными учреждениями, общинами. Определены критерии ресоциализации условно осужденных несовершеннолетних: мотивационный, способность к самореализации, готовности к взаимодействию, социальная комфортность. Согласно обозначенным критериям выделено группы несовершеннолетних, которые распределены по трем уровням ресоциализированности: начальный, средний, достаточный. Определена логика социально-педагогической работы по ресоциализации условно осужденных несовершеннолетних: включение воспитанника в социально-образовательную среду, проведение диагностики и индивидуального социально-психологического консультирования, выявление уровня понимания несовершеннолетними собственных проблем, проектирование индивидуального сопровождения условно осужденных несовершеннолетних, организация активного взаимодействия условно осужденного несовершеннолетнего с разными специалистами, оценка эффективности социально-педагогического сопровождения. Определены этапы социально-педагогического сопровождения и их составляющие: организационный (начальный), диагностический, профилактически-коррекционный,
заключительный. Определена эффективность проведения социально-педагогического сопровождения условно осужденных в процессе их ресоциализации.
The dissertation explores the problem of social and pedagogical support of juvenile delinquents on probation. In the research more exact definitions of "resocialisation”, "juvenile delinquents on probation" have been given; the meaning, structure, algorithm, steps of social and pedagogical support of juvenile delinquents on probation has been found out; the agents of social and pedagogical support have been studied; the criteria, indexes and levels of resocialisation of juvenile delinquents on probation have been defined. It has been proved that the creation of effective social and pedagogical support is an obvious sign of getting the expected positive outcome both in the development of some positive socially significant traits in juvenile delinquents on probation and in the development of their social motivation in general.