Дисертація присвячена історії розвитку альтернативної середньої освіти США. Визначено, що джерелами формування ранніх освітніх альтернатив у США стали: традиційно-релігійний рух, гуманістично-прогресивні ідеї та інноваційні починання передових педагогів. З’ясовано, що у другій половині XX ст. альтернативна освіта США інтенсивно розвивається, суттєво розширює вплив на традиційну публічну школу і отримує визнання на державному рівні. Розглянутий широкий спектр тлумачення альтернативної освіти у США, характеристики, які сприяють варіативності моделей і різноманітності типів, узагальнені критерії визначення її ефективності. Охарактеризоване історичне значення альтернативної освіти у впровадженні права вибору в освіті США. Запропоновані рекомендації щодо використання позитивного досвіду альтернативної середньої освіти США для освіти України.
Исследование посвящено анализу основных тенденций развития альтернативного среднего образования в США второй половины XX в.
В результате определено, что исторические, политические, культурные и религиозные факторы способствовали диверсификации американского образования с момента его формирования. Отмечается, что альтернативное образование служило ретранслятором различных ценностей, моральных ориентиров секуляризованного американского общества. Оно развивалось параллельно установленным в США публичным школам XIX в. как оппозиция доминирующей авторитарной педагогике. Главными источниками формирования образовательных альтернатив были традиционно-религиозное движение, гуманистические прогрессивные идеи, инновационная педагогическая деятельность, реализованная в отдельных авторских или экспериментальных школах. Установлено, что только во второй половине XX в. из-за кризисных явлений в обществе и системе традиционного образования масштабы распространения альтернативных школ резко увеличились и вызвали большой интерес на государственном уровне. Этот период существенно расширил поле деятельности альтернатив: вне системы массовой школы открывались школы социальной адаптации для представителей меньшин и „свободные” школы, в которых доминировал индивидуальный подход к каждому ребенку. Слабая организационная политика недостаточная теоретическая база не способствовала закреплениюДиссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогики и история педагогики. - Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова. - Киев, 2008.
Исследование посвящено анализу основных тенденций развития альтернативного среднего образования в США второй половины XX в.
В результате определено, что исторические, политические, культурные и религиозные факторы способствовали диверсификации американского образования с момента его формирования. Отмечается, что альтернативное образование служило ретранслятором различных ценностей, моральных ориентиров секуляризованного американского общества. Оно развивалось параллельно установленным в США публичным школам XIX в. как оппозиция доминирующей авторитарной педагогике. Главными источниками формирования образовательных альтернатив были традиционно-религиозное движение, гуманистические прогрессивные идеи, инновационная педагогическая деятельность, реализованная в отдельных авторских или экспериментальных школах. Установлено, что только во второй половине XX в. из-за кризисных явлений в обществе и системе традиционного образования масштабы распространения альтернативных школ резко увеличились и вызвали большой интерес на государственном уровне. Этот период существенно расширил поле деятельности альтернатив: вне системы массовой школы открывались школы социальной адаптации для представителей меньшин и „свободные” школы, в которых доминировал индивидуальный подход к каждому ребенку. Слабая организационная политика недостаточная теоретическая база не способствовала закреплению независимых позиций альтернативного образования, но период его интенсивного развития повлиял на появление альтернатив уже в формате традиционной школы. Исследование показало, что во второй половине XX в. постепенно меняются цели альтернативного образования: от стремления разрушить рамки общей средней школы, предлагая спектр нетрадиционных учебных возможностей, к стремлению ее поддержать, внедряя программы компенсаторного обучения для детей группы риска. Результаты диссертационного исследования отражают развитие альтернативного образования США начиная от инициированных „снизу” школ к признанным на государственном уровне программам, школам, системам альтернативного обучения.
Исследование показало терминологические трудности определения и несогласованность использования понятия „альтернативное образование” в США: от широкого философского (как возможности выбора) к узкому (школы, программы, центры для молодежи групп социального риска). Устойчивых моделей альтернативного образования не существует, их вариативность рассматривают в различных аспектах: менеджмента,
структуры, процессуальных характеристиках деятельности, целевых установках. Отмечается, что не могут быть универсальными критерии эффективности альтернативного образования, и они значительно шире, чем в традиционной школьной системе. Независимо от типа альтернативного образования, основными ключевыми показателями успешной деятельности является создание атмосферы сотрудничества в небольшой учебной среде, усовершенствованная организационная структура и гибкая учебно- методическая стратегия, активизация роли родителей, общественных организаций в работе нетрадиционных программ и школ. Обозначено историческое значение альтернативного образования как авангардного сектора среднего образования США, который прошел достаточно длительный путь в своем развитии для легализации, помогая эффективной реструктуризации американского образования, внедряя право выбора. Предложены рекомендации органам управления образования Украины для внедрения положительного опыта американского альтернативного образования.
The thesis focuses on the history of alternative education in the USA. it has been determined that the religious-traditionalist movement, the humanistic- progressive tradition and the innovations of leading educators were very potent forces in development in early alternative education. It was considered that actual growth of alternative schools during the latter half of the 20lh centuiy inspired a movement of reform within the public education system and gained the legislative recognition. The difference in definition and application of the term „alternative education” across the USA was revealed. The characteristics of alternative programs determining variety of their models and types were described. The measures of effectiveness were summarized. The historical role of alternative education in providing education choice in the USA was observed. The recommendations of positive alternative education experience for introduction in Ukraine were determined.