У дисертації проаналізовано становлення та розвиток післядипломної педагогічної освіти дефектологів в Україні упродовж другої половини XX — початку XXI століття. Системно-логічний підхід і ретроспективний аналіз дали можливість обґрунтувати періодизацію розвитку системи післядипломної педагогічної освіти дефектологів в Україні, виявити її особливості і тенденції. Розкрито заходи з удосконалення структури системи підвищення кваліфікації педагогічних кадрів спеціальних шкіл, вплив розвитку теоретичних основ дефектології на практику спеціальної школи та зміст післядипломної педагогічної освіти дефектологів. Висвітлено діяльність науково-дослідних установ і вищих навчальних закладів з удосконалення системи післядипломної освіти дефектологів. Охарактеризовано розвиток післядипломної педагогічної освіти в розвинених країнах Європи, виявлено її особливості. Подано характеристику структури сучасної системи післядипломної педагогічної освіти дефектологів в Україні, виявлено інноваційні підходи і проблеми у її функціонуванні.
В диссертации проанализированы становление и развитие последипломного педагогического образования дефектологов в Украине в течение второй половины XX - начала XXI века. Определение исходной хронологической границы исследования связано с формированием системы последипломного образования дефектологов, которое обуславливалось быстрым ростом количества специальных учебно-воспитательных учреждений в Украине после Второй мировой войны и острой потребностью в подготовке, переподготовке и повышении квалификации дефектологических кадров. Рассмотрены базовые понятия проблемы последипломного педагогического образования дефектологов, уровень научной разработки этой проблемы, социально-политические, экономические и образовательные факторы, достижения отечественных корифеев дефектологической науки, которые влияли на ее становление и развитие.
Системно-логический подход и ретроспективный анализ архивных документов литературных источников позволили обосновать периодизацию развития системы последипломного педагогического образования дефектологов в Украине. Первый период (1944-1962) — формирование последипломного образования дефектологов как системы, второй период (1963-1990) - развитие системы последипломного образования дефектологов, третий период (1991-2012) - совершенствование системы последипломного педагогического образования дефектологов в условиях модернизации системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Украине. Второй период делится на три этапа, раскрывающие существенные особенности развития системы последипломного педагогического образования дефектологов в Украине. Генерализующее положение исследования заключается в том, что в течение каждого периода развития системы последипломного педагогического образования дефектологов теория и практика зависели от взаимодействия государственной образовательной политики, достижений дефектологической науки, наличия высококвалифицированных педагогических кадров, во многом от личностей, которые инициировали эти процессы, и состояния системы специального образования в их единстве. Раскрыто мероприятия по совершенствованию структуры системы повышения квалификации педагогических кадров специальных школ, среди которых открытие районных/городских методических кабинетов, учебнометодических кабинетов школ-интернатов в Институтах повышения квалификации учителей, Республиканского учебно-методического кабинета специальных школ, факультетов повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, на базе педагогических институтов и училищ. Показано влияние развития теоретических основ дефектологии на практику специальной школы и содержание последипломного педагогического образования дефектологов. Освещено деятельность научноисследовательских учреждений и высших учебных заведений по совершенствованию системы последипломного образования дефектологов. Сделан анализ научных трудов украинских дефектологов в течение исследуемого периода, которые отражались в содержании последипломного образования педагогов специальных школ. Исследовано непосредственное участие ученых и преподавателей в практике повышения профессиональной подготовки дефектологов. Охарактеризовано развитие последипломного педагогического образования в развитых странах Европы, выявлено его особенности. Изложена характеристика структуры современной системы последипломного педагогического образования дефектологов в Украине и уровень последипломного образования педагогов специальных школ, выявлены инновационные подходы и проблемы, особенности и тенденции в ее развитии. Обоснованы практические рекомендации относительно перспектив развития системы последипломного педагогического образования дефектологов.
The formation and development of postgraduate pedagogical education of pathologists in Ukraine during the second half of XX — beginning of XXI centuries are analyzed in the thesis. Systematic and logical method and retrospective analysis allowed to make reasons for the periodization of the development of postgraduate pedagogical education of pathologists in Ukraine, to identify its characteristics and trends. The measures of improvement of the structure of the system of professional teachers of special schools and the impact of the development of the theoretical foundations of defectology on the practice of special school and the content of postgraduate pedagogical education of pathologists are considered. The activity of research institutions and higher education establishments to improve the system of postgraduate education pathologists is considered. Development of postgraduate pedagogical education in the developed countries of Europe and the peculiarities is characterized. The structure of modem system of postgraduate pedagogical education of pathologists in Ukraine is characterized. Innovative approaches and problems in its functioning are identified.