У дисертації досліджено і визначено дидактичні умови формування екологічної культури старшокласників у процесі навчання предметів природничо-наукового циклу. Удосконалено компонентний і структурний склад моделі екологічної культури особистості старшокласника. Розроблена дидактична політехнологія формування екологічної культури особистості старшокласника. Змістовним ядром компонентів політехнології є безпосередній суб’єктний досвід розпізнавання, постановки (формулювання) і розв'язування екологічних проблем у природі під час вивчення природничо-наукових дисциплін (розв’язування і постановка навчальних завдань і задач екологічного спрямування, розгляді екологічних ситуацій, самостійних дослідницьких проектів і т.д.). Створені і впроваджені елективні інтегровані (для предметів ПНЦ) екологічні спецкурси для профільної школи: «Фізика й екологія людини у сучасному глобальному світі» і «Природознавство та екологія людини в сучасному глобальному світі».
Диссертационное исследование посвящено исследованию дидактических условий формирования экологической культуры старшеклассников в процесе изучения предметов естественно-научного цикла. Уточнены понятия «экологическая культура личности старшеклассника», «экологическая компетентность личности», «экологизация содержания изучения предметов ЕНЦ», «экологическое мышление». Усовершенствованы компонентный и структурный состав модели экологической культуры личности старшеклассника. Систематизировано и обосновано использование дидактических принципов в формировании экологической культуры учащихся старшей школы в процесе изучения естественно-научных дисциплин. Определены и теоретически обоснованы дидактические условия формирования ЭКЛС в процесе изучения предметов естественно-научного цикла: 1) экологизация содержания обучения предметов ЕНЦ, как конкретизированого принципа и метода гуманитаризации естественно-научного образования посредством системного подхода в проэктировании и реализации содержания, рассмотрения экологических знаний вокруг стержневых экологических проблем; 2) развитие экологического мышления на примерах постановки и решения системы обучающих экологических ситуаций, проблем и задач; 3) реализация определенной и разработаной дидактической политехнологии формирования ЭКЛС; 4) обеспечение соответствия процесу формирования ЭКЛС разработаной модельной компонентной структуре и приемственности в формировании личностных результатов экологического образования в процесе изучения предметов ЕНЦ, в частности, предварительное формирование экологической компетентности учащегося; 5) экологизация других компонентов дидактической системы изучения предметів ЕНЦ в старшей школе (форм, методов, средств обучения и др.); 6) обеспечение определенных дидактических принципов экологического образования в изучении предметов ЕНЦ, в частности, принципов целостного влияния учебновоспитательного процеса и принципа природосоответствия; 7) включение учеников старшей школы в исследовательско-поисковую деятельность экологической направленности, объединение урочной и внеурочной экологоориентированой учебной деятельности старшеклассников воспитательного направления на предметах естественно-научного цикла с учетом контекста региональных особенностей.
Разработана дидактическая система формирования личностной экологической культуры старшеклассника в изучении предметов ЕНЦ. Разработана дидактическая политехнология формирования ЭКЛС. Содержательным ядром компонентов политехнологии является непосредственный субъектный опыт определения, постановки (формулирования) и решения экологических проблем в природе во время изучения естественно-научных дисциплин (решение и постановка учебных заданий и задач экологической направленности, рассмотрение экологических ситуаций, самостоятельных исследовательских проектов и т.д.). Созданы и практически реализованы элективные интегрированные (для предметов ЕНЦ) два межпредметных экологического спецкурса для профильной школы: «Физика и экология человека в современном глобальном мире» и «Природоведение и экология человека в современном глобальном мире». Экспериментальная проверка подтвердила гипотезу исследования и эффективность реализации дидактических условий формирования экологической культуры учащихся старшей школы в процесе изучения предметов естественнонаучного цикла.
The dissertation is devoted to the researching of the didactical conditions of forming of ecological culture of adult schoolchildren in the process of studying the subjects of natural-scientific cycle. It is perfected the component and the structural content of the model of the ecological culture of personality of an adult schoolchild. It is worked out the didactical polytechnique of forming of ecological culture of the personality of an adult schoolchild. The neuclear plot of the components of the polytechnique is the subjective experience of recognizing, formulating and decising of ecological problems in nature while studying the subjects of NSC (decising and formulating the studying tasks and problems of ecological sphere, analysis of ecological situations, individual researching projects etc.). It is made up and practically realized two elective integrated intersubjective ecological courses for special schools: “Physics and ecology of a person in modem global world” and “Nature study and ecology of a person in modem global world”.