Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних чинників розвитку винахідливості дітей дошкільного віку. Здійснено теоретичний аналіз стану дослідження проблеми творчості та винахідливості зарубіжними та вітчизняними авторами, вивчено і систематизовано психологічні особливості прояву винахідливості за такими критеріями, як евристичність, творча уява, гнучкість мислення та самостійність, які було покладено в основу внутрішніх чинників її розвитку. На основі теоретичного аналізу визначено рівні розвитку винахідливості дошкільників (низький, середній, високий). Встановлено, що психологічними чинниками розвитку винахідливості дошкільників є внутрішні (цінування дитиною власної системи правил розв'язання завдань; інтерес дошкільника до перетворення навколишньої дійсності шляхом створення нових, раніше неіснуючих у досвіді дитини образів чи предметів; прагнення дитини переосмислювати функції об’єктів з метою використання їх у новій якості; потреба дошкільника у творчому самовираженні;) та зовнішні, серед яких: соціально-психологічні (творчий характер взаємин з оточуючими; наявність позитивного психологічного клімату в родині; компетентність батьків з питань розвитку винахідливості дітей) та освітні (створення креативно збагаченого навчально-виховного середовища; високий творчий потенціал педагога). Створено теоретико-експериментальну модель розвитку винахідливості дошкільників, яка є своєрідним відображенням взаємозв’язку та взаємовпливу внутрішніх та зовнішніх чинників її розвитку. Обгрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність комплексної програми активізації психологічних чинників розвитку винахідливості дітей дошкільного віку.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологических факторов развития изобретательности детей дошкольного возраста. Представлен теоретический анализ исследований проблемы творчества и изобретательности в работах зарубежных и отечественных авторов, в котором обобщены и систематизированы накопленные в психологической науке теоретические положения, конструктивные идеи, эмпирические факты, ведущие направления и аспекты их изучения. Раскрыта сущность и содержание психологический понятий «творчество», «креативность», «изобретательность», «детское изобретение» в системе общей, возрастной и педагогической психологии. Исследованы с помощью соответствующих методик особенности изобретательности детей дошкольного возраста по таким критериям, как: эвристичность (способность проявлять ранее неизвестные свойства и закономерности при выполнении уже знакомых заданий), творческое воображение (способность к отражению окружающего мира, созданию новых образов на основе ранее приобретенных конкретно-чувственных впечатлений), гибкость мышления (умение предлагать разные варианты решения задач), самостоятельность (склонность действовать творчески без помощи взрослого). Описанные критерии были положены в основу внутренних факторов развития изобретательности детей дошкольного возраста. На основе теоретического анализа выделены три уровня развития изобретательности дошкольников (низкий, средний, высокий). Выделены основные типы изобретательности, а именно: продуктивная (проявляется в процессе исполнения продуктивных видов деятельности, результатом которых является конкретный нестандартный продукт — поделка, рисунок, движение и др.); словесная (проявляется в разных видах деятельности в процессе словесного продуцирования детьми новых способов применения предметов, словотворчестве и во время сочинения стихотворений; предметная (проявляется во время игровой деятельности, конструирования, манипуляций с предметами в виде нестандартного применения предметов-заменителей, создания уникальных сооружений или приборов, которых ранее не существовало в опыте ребенка; социальная как способность создавать и использовать новые приёмы в общении с окружающими людьми (проявляется в процессе общения, когда ребенок создает нужные средства, которые способствуют достижению его цели - признания в группе ровесников, поощрения со стороны взрослого, получения ведущей роли в игре и т.д.). Также были определены виды детский изобретений (изобретение-дополнение, изобретение-непривычное применение, изобретение-модификация, изобретение-интеграция, изобретение-открытие). Изучено и систематизировано психологические факторы развития творчества и изобретательности. Установлено, что психологическими факторами развития изобретательности дошкольников являются внутренние (признание ребенком ценности собственной системы правил решения задач, полученной путем трансформации старых способов действия в новые; интерес ребенка к преобразованию окружающего мира путем создания новых, ранее не существующих в опыте ребенка образов или предметов; стремление ребенка переосмысливать функции объектов с целью их использования в новом качестве; потребность ребенка в творческом самовыражении) и внешние, к которым относятся социально психологические (творческий характер взаимоотношений с окружающими; наличие позитивного психологического климата в семье; компетентность родителей в вопросах развития изобретательности детей) и образовательные (создание креативно насыщенной учебно-воспитательной среды; высокий творческий потенциал педагога). Разработана теоретико-экспериментальная модель развития изобретательности детей дошкольного возраста, центральное место в которой занимает изобретательность как личностное свойство. В модели также отображены критерии изобретательности, которые лежат в основе внутренних факторов её развития, показано содержательное наполнение внутренних и внешних факторов, а также роль внешних факторов в активизации внутренних факторов развития изобретательности. Обоснована, разработана и апробирована комплексная программа развития изобретательности дошкольников путем активизации психологических факторов. На основе количественного и качественного анализа результатов доказано эффективность созданной комплексной программы.
The dissertation deals with the investigation of psychological factors of the ingenuity development of the preschool children. The theoretical analysis of the research state of the creative activity and ingenuity problem manifested by foreign and domestic authors is given, the psychological features, which are the bases of the inner factors of the development of the ingenuity manifestation, are studied and systematized according to such the criteria as heuristics, constructive ideas, flexibility of thinking, and independence. The levels of the ingenuity development of the preschool children (low, medium, high) are determined on the basis of the theoretical analysis. It has been proved that psychological factors of the ingenuity development of the preschool children are: inner (the appreciation by a child of his or her own system of rules of a task solution; the desire of a child to make the surroundings better by means of creation of new images and things which have not existed in the mind of a child before; the aspiration of a child for the reconsideration of the functions of the objects in order to use them in a new way; the aspiration of a child for a creative self-expression), outer (social and psychological factors: a creative character of mutual relations with surrounding people, positive psychological atmosphere in a family, competence of parents in the questions of the ingenuity development of children), and educational ones (the provision with the proper conditions of the ingenuity development; a high creative potential of a teacher). The experiment-theoretical model of the ingenuity development of the preschool children, which is a peculiar reflection of the interconnection and two-way influence of the inner and outer factors of its development, is created. The efficiency of a complex program of the psychological factors activization of the ingenuity development of the preschool children is grounded, developed, approved and proved.