Дисертація присвячена політологічному аналізу передумов виникнення, процесу становлення та розвитку освітньої політики Європейського Союзу.
У роботі визначено сучасні методи аналізу освітньої політики з урахуванням міждисциплінарної особливості концептуального предметного поля освітньої політики. Особлива увага приділяється обґрунтуванню поняття освітня політика Європейського Союзу.
У процесі дослідження еволюції освітньої політики Європейського Союзу здійснено порівняльний аналіз існуючих періодизацій вітчизняних та зарубіжних вчених, автором запропоновано власну хронологію етапів розвитку освітньої політики Європейського Союзу.
У роботі розкрито інституційну будову освітньої політики Європейського Союзу, здійснено структурно-функціональний аналіз головних інституцій освітньої політики Європейського Союзу та визначено основних стейкхолдерів, які беруть участь у прийнятті рішень в сфері освіти Європейського Союзу.
У дисертації обґрунтовано освітню стратегію Європейського Союзу та особливості її реалізації.
Диссертация посвящена политологическому анализу предпосылок возникновения, процесса становления и развития образовательной политики Европейского Союза.
Особое внимание уделяется обоснованию категориального арсенала феномена образовательной политики Европейского Союза.
В процессе исследования эволюции образовательной политики Европейского Союза осуществлен сравнительный анализ существующих периодизаций отечественных и зарубежных учених. В работе обосновывается авторское виденье хронологии особенностей этапов развития образовательной политики Европейского Союза.
В работе раскрыт характер институционального устройства образовательной политики Европейского Союза, осуществлен структурно- функциональный анализ основных институтов образовательной политики ЕС и определены основные стейкхолдеры в сфере образования Европейского Союза.
В диссертации обоснована образовательная стратегия Европейского Союза и особенности ее реализации. Определены особенности процесса внедрения общих образовательных целей сообщества. В ходе исследования установлено, что образовательная политика Европейского Союза — это межнациональное сотрудничество властных и образовательных учреждений государств-членов для достижения общих целей: повышение уровня конкурентноспособности ЕС на мировой арене, создание эффективной, инновационной экономики, обеспечение высокого уровня образования граждан, создание условий для повышения уровня мобильности учащихся и студентов в сфере образования ЕС, подготовка востребованных специалистов, оптимизация национальных систем образовательной политики, привлечение научного потенциала государств-соседей к участию в совместных образовательных программах и т.п. В контексте политической науки образовательная политика Европейского Союза рассматривается как определенная система организации образовательного процесса, как органическая составная общественно-политической организации Европейского Союза. В диссертации обосновано образовательную стратегию Европейского Союза, направления и методы ее реализации. Институциональная природа образовательной политики Европейского Союза позволяет гармонизировать специфические интересы государств-членов сообщества с целями общей стратегии Европейского Союза на мировой арене.
Образовательная политика Европейского Союза демонстрирует новое качество политики наднационального уровня. Это не просто сумма политик ее членов-государств, а результат перманентного процесса анализа, изучения, сравнений, согласований, переговоров, принятия решений и оценок результатов и т.п.
The thesis is devoted to Political Analysis of conditions of formation and development of the European Union Educational Policy and Politics.
The thesis determines the modern methods of Research and Education Policy Analysis, according to the interdisciplinary conceptual peculiarities of the subject field of Educational Policy and Politics. Particular attention is paid to the notion - the European Union Educational Policy and Politics.
Comparative analysis of existing periodizations of the domestic and foreign scholars showed the evolution of Education Policy and Politics of the European Union, the author presents his own chronology of the development stages of the European Union Education Policy and Politics.
Thesis reveals the institutional structure of the European Union Education Policy and Politics, presents Structural and Functional Analysis of the main institutions of the European Union Educational Policy and the main stakeholders involved in decision-making in the European Union education sphere.
The author conceptualizes the European Union Educational Strategy, and especially its implementation.