У дисертаційному дослідженні запропоновано новий підхід до зіставно- типологічного вивчення ацентрованої системи графічних засобів і прийомів в американських та українських постмодерністських віршованих текстах; розроблено комплексну методику аналізу графічних засобів і прийомів у постмодерністських віршованих текстах; виявлено типи зв’язків між елементами ацентрованої системи графічних засобів і прийомів в американських та українських постмодерністських віршованих текстах; встановлено характер парадигматичних відношень в організації графічних мовностилістичних та композиційно- стилістичних засобів у зіставлюваних текстах; визначено специфіку синтагматичних відношень у структурі графічних прийомів в американських та українських постмодерністських віршованих текстах.
Ключові слова: ацентрована система, графічний засіб, графічний прийом, постмодерністський віршований текст, парадигматичні відношення, синтагматичні відношення.
В диссертационном исследовании предложен новый подход
к сопоставительно-типологическому изучению ацентрированной системы графических средств и приёмов в американских и украинских постмодернистских стихотворных текстах; разработана комплексная методика анализа графических средств и приёмов в постмодернистских стихотворных текстах; выявлены типы связей между элементами ацентрированной системы графических средств и приёмов в американских и украинских постмодернистских стихотворных текстах; установлен характер парадигматических отношений в организации языковых стилистических и композиционно-стилистических графических средств
как элементов ацентрированной системы в американских и украинских постмодернистских стихотворных текстах; определена специфика синтагматических отношений в структуре графических приёмов в американских и украинских постмодернистских стихотворных текстах.
В диссертации выявлены парадигматические отношения между графическими средствами, а также синтагматические отношения между графическими средствами в структуре графических приёмов. В свою очередь графические приёмы как компоненты системы устанавливают парадигматические отношения
с графическими средствами и другими графическими приёмами. Система графических средств и приёмов представляет собой ризосферу, то есть модель ацентрированной системы, где связи между её элементами множественны, аструктурны и спорадичны. В системе графических средств и приёмов выделяются языковые стилистические и композиционно-стилистические средства. Языковые стилистические средства включают графой, пунктуацию (пунктуационные знаки, нерегламентированную пунктуацию, чрезмерное использование пунктуации, отсутствие пунктуации), капитализацию (спонтанную, отсутствие капитализации), использование знаков других семиотических систем (диакритические знаки, цифры), сокращения и аббревиатуры, графически- орфографические иноязычные комплексы. К композиционно-стилистическим средствам принадлежат сегментация текста (расположение текста, презентация слова, интерлиньяж), типы набора и шрифта (курсив, зачеркнутый, разрядка), эквивалент текста.
Языковые стилистические и композиционно-стилистические средства на основе синтагматических отношений образуют графические приёмы. Современная американская и украинская поэтики активно используют как традиционные графические приёмы (специфическое оформление заголовка, графическая образность, логогриф, транспозиция графической модели текста), так и новые, возникшие в ситуации постмодерна и ставшие стилистическим признаком поэтики постмодернизма (пастиш, симулякр, языковая игра). Общими для американских и украинских постмодернистских стихотворных текстов являются такие графические приёмы, как специфическое оформление заголовка, графическая образность, языковая игра, транспозиция графической модели и симулякр. Однако различны графические средства, которые их составляют, например, графой и пунктуация присущи приёму симулякр в американских стихотворных текстах, тогда как капитализация и курсив свойственны этому же приёму - в украинских. Исключительно для украинских постмодернистских стихотворных текстов характерны приёмы графического логогрифа и пастиша.
Среди графических форм, смежных с понятием графического приёма, в американской и украинской постмодернистской поэтике выделяются: палиндром и его разновидность, литеральный рак, стих-эхо и фигурный стих, являющиеся ггродолжением традиций стихообразования эпохи барокко. К графическим видам поэзии, выявленным в американской и украинской постмодерггистской поэтике, относится конкретная поэзия, в которой графическая форма необходима для лексической, так как благодаря первой может быть осмыслена последняя. Критерием, которым руководствовались в данной работе для дифференциации графически визуализированных текстов, было соотношение лексической и графической составляющих, то есть, количество осмысленных, произносимых (читабельных), неповторяющихся слов, отнесённых к графическим средствам, приёмам или формам.
The thesis suggests a new approach to the contrastive and typological study of the non-centered system of graphic means and devices in the American and Ukrainian postmodern verse texts; the complex methods for the analysis of graphic means and devices in the postmodern verse texts have been developed; the types of connection between the elements of the non-centered system of graphic means and devices in the American and Ukrainian postmodern verse texts have been determined; tire nature of the paradigmatic relations in the organization of graphic linguistic and stylistic, compositional and stylistic means in the contrasted languages has been established; the specific char acter of syntagmatic relations in the structure of graphic devices in the American and Ukrainian postmodern verse texts has been determined.