Дисертаційна робота є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми підготовки майбутніх учителів інформатики до розвитку логічного мислення старшокласників.
У дослідженні подано узагальнюючу теоретичну характеристику педагогічної підготовки майбутніх учителів інформатики до розвитку логічного мислення старшокласників. На основі аналізу стану професійної підготовки майбутніх учителів інформатики до розвитку логічного мислення старшокласників у зарубіжній літературі та практичній діяльності середньої та вищої школи виявлено передумови підвищення її продуктивності. Теоретично обґрунтовано структурні компоненти професійної підготовки майбутніх учителів інформатики до розвитку логічного мислення старшокласників. Розроблено методичну систему поетапної підготовки майбутніх учителів інформатики до розвитку логічного мислення старшокласників.
Ефективність авторської поетапної методичної системи перевірена експериментально. Основні результати дослідження впроваджено в освітній процес вищих навчальних закладів.
Диссертационная работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы подготовки будущих учителей информатики к развитию логического мышления старшеклассников.
В ходе изучения психологической, педагогической и специальной литературы проанализированы базовые понятия проблемы, что дало возможность выделить основные признаки развития логического мышления, уточнить и сформулировать определения понятий исходя из цели исследования. На основе их сопоставления выявлено, что наиболее перспективным в практике работы старшей школы является создание методической системы, в которой выделены и охарактеризованы все компоненты, и которая интенсифицирует процесс развития логического мышления старшеклассников.
Анализ современных методических систем обучения в высшей школе, свидетельствует о том, что подготовка будущего учителя информатики осуществляется преимущественно на основе использования стандартных форм и методов обучения. Такой подход не способствует повышению эффективности мыслительной деятельности старших школьников, что не дает возможности применять на практике творческий подход к решению простых и сложных задач по информатике. Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что формирование готовности будущих учителей информатики к развитию логического мышления старшеклассников целесообразно рассматривать как объективный творческий процесс подготовки специалистов на основе системного подхода. Исходя из этого, разработана и теоретически обоснована методика подготовки будущих учителей информатики к развитию логического мышления старшеклассников, экспериментально подтверждена ее эффективность. Авторская методическая система реализуется на протяжении пяти последовательных этапов подготовки будущих учителей информатики к развитию логического мышления старшеклассников: усвоение общей схемы решения задач по программированию; применение метода пошаговой детализации "сверху-вниз"; усовершенствование решения задачи по программированию с учетом временем исполнения алгоритма; решение творческих задач по программированию; формирование мыслительных операций в процессе решения задач по программированию. В результате внедрения данной методической системы осуществляется осмысление и усвоение студентами сущности логического мышления, овладение умениями и навыками использования данной методической системы в ходе изучения дисциплины "Программирование".
В результате анализа основных понятий исследования уточнено понятие творческой задачи по программированию в таком виде: это задача, предполагающая поиск схемы или алгоритма решения, с последующей реализацией на определенном языке программирования, с использованием различных методов, в процессе которого учащиеся активно усваивают новые знания, овладевают умениями и навыками, развивают абстрактное и логическое мышление, свои творческие способности, познавательный интерес. Обосновано и предложено авторскую классификацию творческих задач по программированию, где они разделены на три блока: по разделам изучения, по необходимым знаниям в других областях, по уровню сложности.
Методическая система подготовки будущих учителей информатики создана с целью адаптации традиционной лекционно-семинарской системы обучения студентов к развитию логического мышления старшекласишков. Описаны традиционные и нетрадиционные формы организации учебного процесса, которые были использованы при применении этой методической системы: лекция-беседа; лекция-дискуссия; мозговая атака; бинарная лекция; лекция-консультация; проблемная лекция; лекция-презентация; лабораторная работа; самостоятельная работа; тесты; аудиторная модульная контрольная работа; позааудиторная модульная контрольная работа; зачет; экзамен. Создан учебно-методический комплекс из дисциплины "Программирование", которое состоит из таких компонентов: содержательный (теоретическая и практическая части данного курса); дидактический (электронные версии лекций, лабораторных работ; компьютерных программ тестирования; контрольные работы; экзаменационные билеты).
Результаты формирующего этапа эксперимента показали эффективность авторской методики и целесообразность её использования в практической подготовке будущего учителя в высшей школе, а также подтвердили гипотезу о том, что успешная организация процесса развития логического мышления старшеклассников и студентов непосредственно связана с проблемой усовершенствования этой подготовки.
The thesis is a theoretical and experimental research of training future teachers of informatics to develop logical thinking seniors.
The study presents the unifying theoretical description of pedagogical training of future teachers of science to the development of logical thinking seniors. Based on the analysis of the training of future teachers of informatics to develop logical thinking senior foreign literature and practice of middle and high school found a condition of its performance. Theoretically the structural components of training future teachers of informatics to develop logical thinking seniors. A methodical system of gradual training of future teachers of science to the development of logical thinking seniors.
Performance art guidance systems tested experimentally. The main results of the research are introduced in the educational process of higher education.