У дисертаційному дослідженні розглядається проблема інтенсифікації процесу навчання математики на основі його комп'ютеризації. Розв’язанню цієї проблеми через включення в методичну систему навчання математики учнів 5-6 класів мультимедійної дошки присвячене дане дисертаційне дослідження.
У роботі встановлено особливості використання мультимедійної дошки в процесі навчання математики в основній школі. Побудовано дидактичну модель “Мультимедійна дошка у навчанні математики”, як цілісну систему, що забезпечує Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.02 - теорія та методика навчання (математика). - Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Київ, 2012.
У дисертаційному дослідженні розглядається проблема інтенсифікації процесу навчання математики на основі його комп'ютеризації. Розв’язанню цієї проблеми через включення в методичну систему навчання математики учнів 5-6 класів мультимедійної дошки присвячене дане дисертаційне дослідження.
У роботі встановлено особливості використання мультимедійної дошки в процесі навчання математики в основній школі. Побудовано дидактичну модель “Мультимедійна дошка у навчанні математики”, як цілісну систему, що забезпечує Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.02 - теорія та методика навчання (математика). - Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Київ, 2012.
У дисертаційному дослідженні розглядається проблема інтенсифікації процесу навчання математики на основі його комп'ютеризації. Розв’язанню цієї проблеми через включення в методичну систему навчання математики учнів 5-6 класів мультимедійної дошки присвячене дане дисертаційне дослідження.
У роботі встановлено особливості використання мультимедійної дошки в процесі навчання математики в основній школі. Побудовано дидактичну модель “Мультимедійна дошка у навчанні математики”, як цілісну систему, що забезпечує мультимедійної дошки і сприяє всебічному розвиткові школярів. Визначено методичні умови використання мультимедійної дошки у навчально-виховному процесі ї на їх основі розроблено методику навчання математики учнів 5-6 класів з використанням даного засобу.
Детально висвітлено відомості про види мультимедійних дощок, дидактичні можливості та шляхи їх ефективного використання на уроках різних типів.
Результати дослідження можуть бути використанні під час організації навчального процесу з математики, факультативного курсу логіка, при підготовці позакласних заходів та у підготовці до науково-дослідницької роботи учнів. Дані матеріали будуть корисними як діючим вчителям математики, так і студентам педагогічних університетів.
В диссертационном исследовании рассматривается проблема интенсификации процесса обучения математике на основе его компьютеризации. Рассмотрены особенности использования мультимедийной доски в процессе обучения математике в основной школе. Построено дидактическую модель “Мультимедийная доска в обучении математике”, как целостную систему, обеспечивающую комплекс условий для эффективного сотрудничества учителя и ученика в условиях использования мультимедийной доски и способствующую всестороннему развитию школьников. Определены методические условия использования мультимедийной доски в учебно-воспигательном процессе и на их основе разработано методику обучения математике учащихся 5 — 6 классов с использованием данного средства.
Подробно освещены сведения о различных видах мультимедийных досок, их дидактические возможности и пути эффективного использования на уроках разных типов. Установлены основные методические условия эффективного использования мультимедийной доски (МД) в 5 - 6 классах: 1. Комплексное и системное использование мультимедийной доски с постоянным разнообразием форм и методов ее эксплуатации.
2. Целенаправленное планирование использования МД в обучении относительно темы и цели урока, функций и длительности использования на уроке.
3. Обеспечение кабинетов, в которых работает учитель математики, мультимедийными досками одной модификации.
4. Овладение учителями информационно-коммуникационными технологиями и постоянное их самообразование в этом направлении.
5. Ознакомление учащихся с правилами работы с мультимедийной доской. 6. Соблюдение гигиенического нормирования температурного и шумового режимов, освещения доски и рабочего места учащихся, изображений и надписей на презентациях, продолжительности непрерывной работы учащихся и др.
7. Наличие в свободном доступе программного обеспечения и его методической поддержки со стороны производителя МД и банка различных методических разработок и конструкторов уроков (внеклассных мероприятий).
8. Активизация межличностных отношений в совместной деятельности учителя и учащихся, создание эмоционального настроя учащихся к сознательной и активной работе на уроке, повышение уровня их математической и общей культуры.
Мультимедийную доску можно эффективно использовать на всех этапах урока. На этапе актуализации опорных знаний создаются условия для предметного и эмоционального настроя учащихся к работе на уроке, разнообразия и интенсификации опроса, возбуждения памяти и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. На этапе мотивации с помощью МД осуществляется связь учебного материала с жизнью, создаются проблемные ситуации, проводятся экскурсы в историю и дидактические игры, демонстрируются интересные опыты и парадоксы. Во время изложения нового материала использование МД делает процесс обучения не только интересным, но и эффективным. Анимация, видео, звук и другие раздражители влияют на все виды памяти и рецепторов, чем вызывают интерес и повышенное внимание учащихся, а также интенсификацию усвоения нового материала. Мультимедийная доска является незаменимым помощником учителя во время проведения нестандартных уроков (интегрированных, игровых, конкурсных) и внеклассных мероприятий по математике (кружки, математические вечера, конференции, недели математики). Ее использование позволяет привлечь интересный дополнительный материал из различных источников для расширения кругозора школьников, создает благоприятные условия для проведения учебных исследований, организации групповой и коллективпой работы, активизации учебнопознавательной деятельности учащихся и т.д., чем обеспечивает формирование устойчивого интереса учащихся к изучению математики.
Соблюдение предложенной методики способствует: повышению уровня знаний учащихся по математике; усилению интереса учащихся к обучению математике, развитию логического и пространственного мышления учащихся; развитию общей и математической культуры учащихся; успешному формированию учебных и предметных компетенций; созданию благоприятного микроклимата в системе ученики и учитель и их эффективному сотрудничеству.
Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса по математике и факультативного курса по логике, при подготовке внеклассных мероприятий и в подготовке к научно-исследовательской работе учащихся. Данные материалы будут полезны как действующим учителям математики, так и студентам педвузов.
Intensification of process of teaching mathematics of pupils 5-6 classes is examined in the dissertation. Conception of the use of multimedia board in the process of teaching mathematics at school is developed and scientifically grounded in this work. The model of the methodical system of teaching mathematics with a multimedia board is built. Usuge of multimedia board in teaching mathematics of pupils 5-6 classes is grounded in theory and in practice. The methodical providing for the use of multimedia board in the educational process of mathematics is developed.
Results of this research can be used during the organization of educational process of mathematics, elective course of logician, preparation for extracurricular work and preparation of pupils to scientifically research works. These materials will be useful both the operating teachers of mathematics and students of pedagogical universities.