Дисертація присвячена проблемі вивчення та корекції порушень лексичної сторони мовлення в дітей молодшого шкільного віку із ЗПР. Використання психолінгвістичного підходу до вивчення лексичної сторони мовлення, співвідношення лексичного й психологічного значення слова та діяльності засвоєння і використання лексичних одиниць в актах мовленнєвої комунікації дало змогу здійснити вивчення закономірностей розвитку та психологічних механізмів формування лексичної сторони мовлення при нормальному й порушеному (при ЗПР) онтогенезі. Із названих позицій проведено порівняльне експериментальне дослідження рівня сформованості лексичної сторони мовлення в дітей молодшого шкільного віку із ЗПР та з нормальним розумовим та мовленнєвим розвитком. На цій основі розроблено зміст і методику корекційно-розвивального навчання для молодших школярів із ЗПР, що передбачає вдосконалення та розвиток діяльності засвоєння та використання ними лексичних одиниць мови.
Диссертация посвящена проблеме изучения и коррекции нарушений лексической стороны речи v детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Основываясь на психолингвистическом изучении проблемы формирования и функционирования лексического и психологического значения слова, были рассмотрены и проанализированы психологические механизмы, которые лежат в основе усвоения лексической стороны речи. Установлено, что особенности качественной стороны словарного запаса у названной категории детей достаточно полно описаны в специальной литературе, широко представлены данные о сформированности отдельных составляющих усвоения лексической стороны речи (лексических обобщений, деривационного значения, формирование словесных ассоциативных связей), механизмах их нарушения и методики соответствующего коррекционного обучения. Вместе с тем, эти данные требуют систематизации и уточнения на материале комплексного исследования. Что касается механизма использования лексических единиц в собственной речи детьми с задержкой психического развития, то в литературе эти сведения представлены разрозненно и недостаточно полно. Использование психолингвистического подхода к изучению формирования и функционирования лексической стороны речи, соотношения лексического и психологического значения слова, деятельности усвоения и использования лексических единиц в актах коммуникации позволило осуществить изучение закономерности развития и психологических механизмов формирования лексической стороны речи при нормальном и нарушенном (ЗПР) онтогенезе. С учётом названных позиций проведено сравнительное экспериментальное исследование уровня сформированности лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, нормальным умственным и речевым развитием. Разработана экспериментальная методика исследования особенностей лексической стороны речи школьников с задержкой психического развития, направленная на изучение наиболее характерных для детей этой категории нарушений механизмов усвоения, использования лексических единиц языка и качественных характеристик словаря. В результате проведенного экспериментального исследования были выявлены многочисленные специфические проявления нарушений лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития и определенны основные их психологические механизмы. Нарушения общефункциональных механизмов речи, к которым прежде всего относятся познавательные процессы (мышление, память, внимание и др.), приводят к значительному отставанию и специфическим нарушениям в формировании системы лексических значений (абстрактных, частично сборных и деривационных), значений продуктивных словообразовательных морфем, иерархической системы лексических ассоциаций (семантических полей) и большинства вербальных действий и операций, которые входят в состав деятельности использования в речи уже усвоенных детьми лексических единиц. Установлено, что названные нарушения имеют устойчивый и системный характер, что обусловлено первичным нарушением вышеназванных общефункциональных механизмов речи у детей с ЗПР. Качественная их коррекция возможна лишь на основе комплексной логопедической работы с формированием и развитием произвольных вербальных форм познавательных процессов и составляющих интеллектуального компонента речевой деятельности в ее лингвистическом и коммуникативном звеньях. На этой основе разработаны содержание и методика коррекционно-развивающего обучения для младших школьников с ЗПР предусматривающие усовершенс твование и развитие деятельности усвоения и использования ими лексических единиц речи. Разработанная система коррекционно-развивающего обучения состоит из трех разделов: 1) усовершенствование механизма усвоения лексических единиц (формирование лексических обобщений разного уровня; понимание деривационного значения слова; формирование парадигматических связей между словами); 2) усовершенствование механизма использования лексических единиц (формирование вероятностного прогнозирования на лексическом уровне, лексического контроля, развитие вербальной памяти, актуализация лексического опыта); 3) усовершенствование качественных характеристик словаря (понимание лексико-семантических явлений и умение оперировать ими). Результаты контрольного среза, проведенного после завершения экспериментального обучения, свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики как в плане формирования указанных составляющих лексической стороны речи, так и в плане улучшения количественной и содержательной характеристики словаря.
The dissertation is covered the problem of studding and overcoming of children’s with learning disability lexical side of speech disturbances. In this dissertation author demonstrated using of psychological approach to studding of lexical side of speech, of lexical and psychological meaning correlation, of lexical component of speech performance and language competence. This made it possible to research regularities of children’s with normal and disturbed (children with learning disability) speech development ontogenesis. The author carried out comparative research of elementary school children’s with normal and disturbed mental and speech development lexical side of speech condition. On this base the curriculum and technique of special educational work for children with learning disability was created. This work proposes improvement and development of lexical component of speech performance and language competence.