В дисертації запропоновано науково обґрунтовану методичну систему навчання основ програмування майбутніх інженерів-програмістів, яка грунтується на широкому впровадженні в навчальний процес новітніх педагогічних та інформаційно-комунікаційних технологій. У роботі уточнено цілі навчання і зміст навчання з основ програмування, визначено методи, засоби і форми організації навчання з врахуванням сучасних вимог до підготовки фахівців у галузі інформаційно-комунікаційних технологій і комп’ютерних наук. Ефективність розробленої методичної системи навчання основ програмування студентів комп’ютерних спеціальностей підтверджено результатами педагогічного експерименту та впроваджено в практику роботи ВНЗ України.
В диссертации теоретически обоснована и экспериментально апробирована методическая система обучения основам программирования будущих инженеров-программистов. В ходе исследования проанализированы роль и место дисциплины „Программирование” среди дисциплин цикла компьютерных наук; определены особенности преподавания дисциплин этого цикла в ВУЗах Украины и за рубежом; определены требования к профессиональным качествам будущего программиста; психолого-педагогические основы обучения основам программирования.
Разработаны основные компоненты методической системы обучения основам программирования: цели обучения, содержание курса, методы, средства и формы организации обучения. Цели обучения определены как подготовка специалиста в области компьютерных наук, конкурентоспособного на рынке интеллектуального труда с учетом международных стандартов и современных требований к подготовке специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и компьютерных наук. - творческое программирование. В работе приведен анализ учебников, методических пособий, сборников задач и упражнений по основам программирования с точки зрения их содержания; языка программирования, который предлагается к изучению; наличия советов по программированию; вопросов и тестов для самоконтроля; заданий-упражнений и заданий-задач на программирование; разделения задач по уровням сложности; количества задач по теме; ответов на вопросы и решений задач. Приведены результаты педагогического эксперимента, которые подтверждают эффективность компонентов разработанной методической системы основ программирования на практике.
In the thesis proposed evidence-based guidance system of studying grounding future programming engineers, programmers, based on a broad introduction in the educational process of new educational and information and communication technologies. The investigation clarified learning objectives and content of training on the basics of programming, defined the methods, means and forms of training, taking into account the modem requirements of training in information and communication technologies and computer sciences. The efficiency of methodical system of education students’ fundamentals of computer programming specialties confirmed the results of pedagogical experiment and introduces into practice the works of universities in Ukraine.