Дисертаційне дослідження присвячено теоретико-експериментальному вивченню психологічних наслідків переживань фрустраційних ситуацій в юнацькому віці. Здійснено інтегроване вивчення особливостей психологічних наслідків переживань фрустраційних ситуацій в юнацькому віці. Досліджено психологічну сутність і зміст феномена фрустраційної толерантності як чинника, що сприяє зменшенню негативного впливу фрустраційних ситуацій та проявів наслідків переживань фрустраційних ситуацій. Виявлено прояви психологічних наслідків переживань фрустраційних ситуацій в юнацькому віці, зокрема, у когнітивній, емоційно-вольовій, поведінковій та особистісній сферах, визначено рівень фрустрованості та фрустраційної толерантності у осіб юнацького віку, особливості застосування копінг-стратегій у ситуаціях фрустрації. Розроблено та апробовано програму розвитку фрустраційної толерантності у подоланні наслідків переживань фрустраційних ситуацій у осіб юнацького віку.
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы
психологических последствий переживания фрустрационных ситуаций в юношеском возрасте. Теоретический анализ исследования проблемы фрустрированности личности и психологических последствий переживания фрустрационных ситуаций позволил определить роль и место фрустраций и фрустрационных ситуаций в процессе развития личности. Были систематизированы, исходя из целей исследования, теоретические подходы к изучению фрустраций, фрустрационных ситуаций специфики психологических последствий переживания фрустрационных ситуаций в юношеском возрасте.
Анализ современных исследований позволил выделить основные психологические подходы в определении психологического содержания фрустраций и фрустрационных ситуаций: персонифицированный,
феноменологический, детерминантный и деятельностный. По мнению большинства ученых, возникновение фрустрации обусловливается возникновением непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению определенной жизненной потребности, поэтому фрустрация рассматривается в тесной связи с адаптацией к окружающей среде. Зарубежные и отечественные исследователи рассматривают процесс фрустрации и фрустрационные ситуации в контексте фрустрированности и в связи с ней - тревожности, депрессивности, агрессивности и др.В роботе выделены типы фрустрационных ситуаций, которые характерны для личности юношеского возраста, измерен уровень фрустрированности личности, выявлены психологические последствия переживаний фрустрационных ситуаций в четырех основных сферах личности: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой и личностной, диагностирован уровень фрустрационной толерантности, а также типы используемых копинг-стратегий в ситуациях фрустрации.
Исходя из этого, основное внимание было сконцентрировано на исследованиях психологических последствий переживаний фрустрационных ситуаций в юношеском возрасте путем развития фрустрационной толерантности. Фрустрационная толерантность выступает как желаемое личностное образование, характеризующееся внутренним спокойствием, которое, детерминируя внутренние переживания, становится фактором личностного и профессионального роста студента в период его подготовки в ВУЗе. В диссертации представлена программа развития фрустрационной толерантности с целью преодоления психологических последствий переживания фрустрационных ситуаций. Эффективность проводимой психопрофилактической и психокоррекционной работы по предупреждению и преодолению последствий переживания фрустрационных ситуаций была достигнута при помощи системы методов, приемов, средств и психотехнологий.
В результате проведенной психокоррекционной и психопрофилактической работы у студентов значительно снизились показатели их фрустрированности, повысились показатели функционирования психических процессов, снизился уровень депрессивности и ощущения одиночества, а поведенческие проявления стали носить более адаптивный характер.
Подтверждена гипотеза о том, что предупреждение и преодоление негативных психологических последствий переживания фрустрационных ситуаций возможно путем активизации внутренних ресурсов личности, а также целенаправленного развития фрустрационной толерантности.
Dissertational research is devoted to theoretical and experimental study of the effects of experience frustration situations in juvenile age. Carried out an integrated study of the features of the consequences of experience frustration situations in juvenile age. Investigated tire psychological nature and content of the phenomenon of frustration tolerance as a factor in reducing the negative impact of the consequences of experience frustration situations. Specifies the definition of experience, frustration of the situation, frustration tolerance. Experimentally, using appropriate techniques, revealed manifestations of the psychological consequences of experiences frustration situations in juvenile age, particularly in the cognitive, emotional and volitional, behavioral and personal sphere. Also experimentally determined the level of frustration tolerance in young people, and features their use of coping strategies in situations of frustration. Developed and tested the program of development frustration tolerance in overcoming the consequences of experience frustration situations in young people.