У дисертації досліджені моделі корекоійно-педагогічного процесу та інноваційні технології відновлення функціонального стану сліпих учнів, які надають їм можливість самостійно виконувати бігові, координаційні, плавальні вправи в спортивній залі або в басейні із застосуванням засобів орієнтування, які унеможливлюють падіння та зіткнення. Під час виконання вправ сліпі учні підвищують функціональний стан, здобувають знання, навички, руховий і сенсорний досвід, який можна використати у професійному навчанні, що розширює їхні можливості у соціальній адаптації; значно підвищується економічна ефективність використання спортивних зал, басейнів та праці викладачів.
Розроблені цільові програми корекції функціонального стану студентів з недоліками соматичного здоров’я і, зокрема, стану серцево-судинної системи. В програмах представлені комплекси вправ, методи їх застосування, організаційні форми проведення занять, очікувані результати.
Обгрунтовано алгоритм додержання рухової активності, підтримки розумової працездатності і психоемоційного стану студентів під час сесій. Для підвищення розумової працездатності і відновлення психоемоційного стану студентської молоді можна рекомендувати фізичні вправи, психологічну підтримку, активізовану релаксацію, електросон та активізоване аутогенне тренування, кисневу терапію тощо.
Запропоновані моделі та оздоровчі технології корекції гад і деформацій стопи, сформульовані методичка вказівки та специфічні принципи застосування технічних засобів, які надають можливість уникнути травм, судом та інших небажаних наслідків, забезпечують ефективність педагогічних і терапевтичних впливів.
В диссертации исследованы модели коррекционно-педагогического процесса и технологии повышения функционального состояния молодежи с ограниченными возможностями здоровья, результативность которых зависит не только от конструктивных преимуществ и свойств технических средств, а и от эффективного выбора дидактических и специфических принципов, методов применения, способов взаимодействия различных средств коррекции.
Обоснована, разработана и экспериментально проверена модель коррекционно-педагогического процесса повышения уровня функционального состояния слепых учеников, которая представлена согласно концепции системно-комплесного подхода, как единое целое. В составе этой модели — целевая. теорети ко-методическЕ.я, содержательная, процессуальная и оценочно- результативная составляющие и взаимосвязь между ними. Одновременно рассматриваемая система является подсистемой системы высшего порядка, то есть подсистемой системы обучения и физического воспитания молодежи с ограниченными возможностями. Целевая составляющая определяется целью и задачами теоретического обоснования и разработки цепенаправленных технологий коррекции функционального состояния молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Теоретико-методологическая составляющая определяется методологическими подходами и принципами использования технических средств. Содержательная составляющая определяется сформированными знаниями учеников об особенностях протекания коррекционных воздействий и двигательных упражнений, а также приобретенными умениями, навыками, двигательным опытом. Процессуальная составляющая включает этап определения цели, содержания, методов, организационных форм и прогнозирования результатов процесса использования технических средств, а также этап осуществления коррекционно-педагогических воздействий. Двумя блоками выделены средства, их разновидности, методы выполнения физических упражнений, принципы, способы взаимодействия, организационные формы осуществления коррекционно-педагогических воздействий, что приводит к адаптационным изменениям функционального (физического) состояния слепых учеников. Результатом является позитивная динамика знаний, умений, навыков, физических и психологических качеств, возможностей и двигательного опыта слепых учеников.К главному фактору, обеспечивающему процесс коррекции функционального состояния молодежи с ограниченными возможностями здоровья, необходимо отнести педагогические средства во взаимодействии с техническими. Дополнительными являются психологические, медикобиологические и другие средства, однако нх ведущая роль может возрастать или уменьшаться в зависимости от нозологии, индивидуальных особенностей, сенсорных возможностей или педагогических условий использования. Их эффективность значительно усиливается при условии сочетанного (одновременного) или комбинированного (последовательного) и в меньшей мере - отдельного использования.
Среди технических средств коррекции функционального состояния молодежи с ограниченными возможностями здоровья в исследовании выделены следующие:
1) средства для ориентирования слепых учеников во время выполнения беговых, плавательных, координационных упражнений; 2) средства информации объема, интенсивности, качества, техники выполнения упражнений и т.д.; 3) средства повышения эффективности выполнения упражнений; 4) средства локального воздействия, в том числе на мышцы, которые не поддаются волевому сокращению; 5) средства отягощения (оказания сопротивления) при выполнении силовых упражнений; 6) средства обучения технике упражнений. Разработана инновационная технология коррекции функционального состояния слепых учеников, которая позволяют им задействовать сохраненные сенсорные анализаторы и возможности при выполнении упражнений на выносливость и скорость, на координацию и быстроту реакции в спортивном зале и бассейне. Разработанные технологии дают возможность проведения групповых оздоровительных занятий для слепых, повышают эффективность труда учителей и эксплуатации спортзалов и бассейнов.
Для коррекции функционального состояния молодежи с ограниченными возможностями соматического здоровья целесообразно использование специальных программ коррекции физической подготовленности. При этом эффективно дозирование и контроль нагрузок по уровню пульсовых режимов, особенно на уровне порога анаэробного обмена. Разработана простая методика тестирования физического состояния студентов.Необходимым условием сохранения и повышения функционального состояния, работоспособности и здоровья молодежи является коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата. В частности предложена модель коррекционно-педагогического процесса восстановления деформаций стопы и инновационная технология изготовления и применения ортопедических стелек с использованием лекал и таблиц для определения размеров корригирующих элементов и топографии их размещения, комплексы физических упражнений, тренажерные устройства для реабилитации стопы - органа опоры и передвижения.
Обоснованы методические правила и специфические принципы использования технических средств коррекции функционального состояния и физической подготовленности молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
The dissertation offers a comprehensive analysis of methods of technical means use for correction functional condition, mental working abilities of limited possibilities of youth health and, in particular, blind pupils and students a possibility to train and perform running, coordinating, forcing, speed and other physical exercises in athletics halls and in swimming-pools with the use of orientation technical means to prevent falls and impacts. During physical exercises blind pupils and students acquire knowledge, skills, habits, locomotion and sensory experience, which give a possibility to social adaptation and increase the quality and economic effective usage of athletics hails and a coach’s work.
The dissertation reviews the health-improving techniques for correction of defects and locomotion derangements of school and university youth and also, questions of topography of sole correction elements and the height of this elements for holding foot arches with the aim of correction the functional condition of Ihe foot arches. Also it proposes special complexes of physical exercises, technical means for correction foot arches and spine deformations, which are necessary for the: use of functional condition of youth with health limited possibilities. It formulates a methodical indications and special principles for the use of technical means, which give a possibility to avoid traumas, cramps and other undesirable- results and ensure success a pedagogical and therapeutics influences, health improving lessons for youth with health limited possibilities and, in particular, for blind pupils and students.