У дисертації проаналізовано ступінь дослідження проблеми формування професійної рефлексії у науковій літературі. Зроблений аналіз засвідчив про існування різноманіття тлумачень та підходів до розкриття змісту проблеми формування професійної рефлексії майбутніх соціальних працівників у класичному університеті у філософській, психологічній та педагогічній науковій літературі.
Визначено, що професійна рефлексія соціального працівника - це комплексний соціально-психологічний компонент професійної свідомості, що визначає ставлення соціального працівника до самого себе як до суб’єкта професійної діяльності; допомагає здійснювати всебічний аналіз, адекватно діяти та передбачувати наслідки своїх дій у конкретній ситуації професійної взаємодії з клієнтами соціальної роботи. Конкретизовано критерії та показники сформованості професійної рефлексії майбутніх соціальних працівників: мотиваційний, теоретичний, практичний, оціночний, творчо-пошуковий. Відповідно до них рівні: високий (творчий), середній (достатній), низький (недостатній). Обґрунтовано, розроблено та експериментально перевірено ефективність педагогічної технології формування професійної рефлексії майбутніх соціальних працівників у класичному університеті, підготовлено навчально-методичне забезпечення.
В диссертации проанализирована степень изученности проблемы формирования профессиональной рефлексии в философской, психологической и педагогической научной литературе. Сделанный анализ показал о существовании системы толкований и подходов к раскрытию содержания понятия «рефлексия», актуальность проблемы формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов в условиях учебного процесса и будущих социальных работников в классическом университете. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 — теория и методика профессионального образования. — Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. — Киев, 2011.
В диссертации проанализирована степень изученности проблемы формирования профессиональной рефлексии в философской, психологической и педагогической научной литературе. Сделанный анализ показал о существовании системы толкований и подходов к раскрытию содержания понятия «рефлексия», актуальность проблемы формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов в условиях учебного процесса и будущих социальных работников в классическом университете. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 — теория и методика профессионального образования. — Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. — Киев, 2011.
В диссертации проанализирована степень изученности проблемы формирования профессиональной рефлексии в философской, психологической и педагогической научной литературе. Сделанный анализ показал о существовании системы толкований и подходов к раскрытию содержания понятия «рефлексия», актуальность проблемы формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов в условиях учебного процесса и будущих социальных работников в классическом университете. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 — теория и методика профессионального образования. — Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. — Киев, 2011.
В диссертации проанализирована степень изученности проблемы формирования профессиональной рефлексии в философской, психологической и педагогической научной литературе. Сделанный анализ показал о существовании системы толкований и подходов к раскрытию содержания понятия «рефлексия», актуальность проблемы формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов в условиях учебного процесса и будущих социальных работников в классическом университете. Определено, что профессиональная рефлексия социального работника - это комплексный социально-психологический компонент профессионального сознания, определяющий отношение социального работника к самому себе как к субъекту профессиональной деятельности; помогает осуществлять всесторонний анализ, адекватно действовать и предвидеть последствия своих действий в конкретной ситуации профессионального взаимодействия с клиентами социальной работы. Исходя из того, что ведущие высшие учебные заведения — классические университеты, как базы профессиональной подготовки будущих социальных работников не сосредоточены на формировании профессиональной рефлексии, мы концентрируемся на том, что она может быть сформирована при наличии конкретизированных критериев и показателей уровней ее сформированное™, обоснованной и разработанной педагогической технологии и подготовленного учебно-методического обеспечения осуществления этого процесса.
Были конкретизированы пять критериев и в соответствии с ними, показатели сформированности профессиональной рефлексии будущих социальных работников: мотивационный, теоретический, практический, оценочный, творческо-поисковый. На их основе определенны уровни: высокий (творческий), средний (достаточный), низкий (недостаточный). С целью экспериментальной проверки эффективности педагогической технологии, была разработана программа опытно-экспериментальной работы. Сравнивая данные до и после формирующего педагогического эксперимента, можно отметить, что в экспериментальной группе процентная часть будущих социальных работников с низким (недостаточным) уровнем сформированное™ профессиональной рефлексии уменьшилась в 2,3 раза, со средним (достаточным) - увеличилась в 1,2 раза. Данные контрольной группы, значительно не изменились - доля будущих социапыгых работников с низким (недостаточным) уровнем сформированное™ профессиональной рефлексии преобладают будущих социальных работников с высоким (творческим) уровнем в 1,6 раза. Экспертная группа также подчеркнула высокий уровень разработанной педагогической технологии.
Было подготовлено учебно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной рефлексии, спецкурс «Профессиональная рефлексия в деятельности социального работника», авторские методики профессиональной рефлексии для будущих социальных работников («Становление социального работника как профессионала», «Рефлексивный анализ ситуации профессионального взаимодействия социального работника и клиента социальной работы», «Эффективность профессиональной деятельности социального работника» и т.д.), представлены методические рекомендации. Результаты опытно-экспериментальной работы показали актуальность проведенного исследования.
Problem of formational of professional reflection in scientific literature is exposed in the dissertation. It is established that there is a system of interpretation and approaches to the problems of formational of professional reflection of future social workers in classical university in philosophical, psychological and pedagogical scientific literature.
It is defined that professional reflection of social worker is a complex socio- psychological component of professional consciousness, which shows the attitude of social worker to himself as the subject of professional activity, helps to make a comprehensive analysis adequately act and foresee the consequences of their actions in the particular situation of professional interaction with the clients of social work.
There are some criteria of professional reflection of future social workers: motivational, theoretical, practical, evaluative, creative-researching. It is established that there are levels of professional reflection: high (creative), middle (sufficient), low (insufficient). Pedagogical conditions of formation of professional reflection of future social workers in classical university are identified, justified and experimentally checked, pedagogical technology of this process is elaborated, prepared the training and methodological support.