Дисертаційне дослідження присвячене культурологічному аналізу впливу театральної сценічної мови на формування арт-практик (проміжних форм між мистецтвом та культурою повсякдення).
Доводиться, що класичний театр стає інтегративним епіцентром формування арт практик, які редукують театральну поетику (кафе-шантани, рев'ю, мюзик-хол, театри кабаре, театри мініатюр, мюзикли та ін.).
Визначаються стильові трансформації в посткласичному та постнекласичному театрі, особливості пошуків нових виражальних засобів у європейському театрі ХХ століття. Надається характеристика сучасних арт-практик як сценічно означеного соціального простору.
Дается характеристика сценических форм выразительности как специфического театрального пространства, которое реализуется вне рампы. Театральность как таковая становится моделирующоим принципом развития арт-практик, которые по-разному интерпретируют и трансформируют опыт мизансценирования реальности.
Определяется, что классический театр становится интегративным эпицентром формирования арт-практик, которые в определенной мере редуцируют театральную поэтику (кафе-шантаны, ревю, мюзик-холл, театры-кабаре, театры миниатюр, мюзиклы и др.).
Театральный сценический язык классического театра надолго остался образцом для формирования художественных сценических малых форм, которые определенное время были ограничены в своих исполнительских возможностях благодаря суровому приказу не использовать инструментарий театральной поэтики вне пределов театра.
Когда запрет использования театральной поэтики был снят, появляются множество театрализованных форм арт-практик, которые радикально трансформируют театральную образность и тем самим влияют на постановку театральных спектаклей в постнеклассическом театре.
в пространстве культуры повседневности театральная поэтика наиболее выражена в провидении фестивалей, которые становятся непосредственной средой представительства театра в арт-среде самодеятельных и профессиональных трупп.
Фестивали становятся впоследствии соединяюцим жанром праздничного воплощения. Отвечая на вызов времени, театральное искусство усиливает свой социально-воспитательный потенциал. Новые тенденции ярко демонстрируют фестивальные акции — обзоры, творческие соревнования разных коллективов.
В Украине конца XX столетия фестивали происходят ежегодно. Это фестивали театральных коллективов: драматических, кукольных, детских этнических, студенческих, любительских, театров городов-побратимов и тому подобных. Большинство из них имеют международный статус, города встречи единомышленников и обмена творческим опытом.
Определяются стилевые трансформации в неклассическом и постнеклассическом театре, особенности поисков новых выразительных средств в европейском театре XX века. Радикально изменяться и стилистические особенности театрализованной среды современных арт-практик. Так, в отличие от антипсихологизма, жестуальной экспрессивности неклассического театра (системы В.Меерхольда, Б.Брехта, Л.Курбаса, и др.) начинают доминировать «мозаические», «плюралистические» системы образности сценической канвы спектакля, визуальный эпатаж и др.
Меняется и мировоззренческая структура театрального пространства в целом. Театр переживает время прессинга вне театральной реальности. Предоставляется характеристика современных арт-практик как сценически отмеченного социального пространства.
Thesis deals with culturological analysis of the impact of theatrical stage language for the formation of art-practices (intermediate forms between art and everyday culture).
It is shown that classical theater becomes an integrated epicenter of art-practices formation, which to some extent reduce theatrical poetics (shantany café, music-hall, theater of cabaret, theaters of thumbnails, musical, etc.).
For a long time theatrical stage language of classical theater remained a model for the formation of small art scene forms, which for certain time were limited in their performance possibilities due to the strict order not to use return tools of theatrical poetics outside the theater.
Thesis defines style transformation in non-classical and post-non-classical theater, features of new expressive means search in the European theater of the twentieth century. Characteristic of contemporary art-practices as a definite stage of social space is given.