Дисертаційне дослідження присвячене проблемі підготовки підлітків із дитячим церебральним паралічем до використання інформаційно-комунікаційних технологій.
Визначені компоненти підготовки, показники та критерії оцінювання сформованості готовності підлітків із ДЦП до застосування сучасних інформаційних технологій, із урахуванням яких розроблено комплексну методику підготовки підлітків із ДЦП до використання ІКТ. Динаміка досягнення мети розробленої корекційно-реабілітаційиої методики визначається реалізацією таких умов: організаційні; корекційно-розвиваючі; дидактико-методичні; виховні;
ергономічні; технічні; естетичні та за умови кадрового забезпечення зазначеного процесу.
Розроблено покрокову методику корекції і розвитку психофізіологічних функцій дитини, необхідних для виконання операторських дій (на прикладі роботи з ПК).
Запропонована комплексна методика сприяє отриманню підлітками із ДЦП якісної професійної освіти, їх соціалізації та інтеграції у суспільство.
Диссертационное исследование посвящено проблеме подготовки подростков с детским церебральным параличем (ДЦП) к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Подготовка подростков с ДЦП к использованию ИКТ рассматривается нами как коррекционно-реабилитационный процесс, направленный на формирование готовности ребенка к жизни и развитию в информационном обществе, т. е. формирование знаний, умений и навыков в сфере ИКТ; мотиваций и потребностей в использовании ИКТ, развитие психофизиологических качеств, необходимых для выдерживания соответствующих умственных и физических нагрузок во время применения ИКТ, формирование информационной культуры; соответствующих мировоззрению и ценностей; коммуникационных способностей и культуры общения.
В структуре подготовки подростков с ДЦП к использованию ИКТ нами выделены такие компоненты: операционный, психологический, культурно- аксеологический, социальный, физиологический. Операционный компонент отражает степень овладения знаниями, умениями и навыками в сфере ИКТ. Психологический компонент характеризуется развитием психических процессов, наличием мотиваций и потребностей овладения и использования ИКТ. Культурно-аксеологичний компонент предполагает наличие у ребенка мировоззрения, информационной культуры, понимания ценностей ИКТ. Социальный компонент определяет сформированность коммуникационных способностей средствами ИКТ, адекватность подростков при их использовании. Физиологический компонент характеризует сформированность физиологических функций подростка, необходимых для выдерживания им соответствующих умственных и физических нагрузок при применении ИКТ.
Разработана методика пошаговой коррекции и развития психофизиологических функций ребенка, необходимых для выполнения операторских действий (на примере работы с ПК), которая базируется на принципах психической деятельности человека. Типичные сложные операции разложено на базовые элементарные с указанием психических, органических и функциональных систем человека, которые задействованы при выполнении этих операций и определения методик их тренировки.
В диссертации представлена комплексная методика подготовки подростков с ДЦП к использованию ИКТ. Динамика достижения цели коррекционно-реабилитационнои методики определяется реализацией таких педагогических условий: организационные; коррекционно-развивающие; дидактикометодические;
воспитательные; эргономические; технические; эстетические и при кадровом обеспечении указанного процесса. Эффективность разработанной методики доказана экспериментально.
The given dissertation is dedicated to the problem of readiness of teenagers with child cerebral palsy to the application of information and communication technologies.
Based on the defined components of training of teenagers with child cerebral palsy, indexes and criteria of evaluation of their readiness to the application of modern information technologies, the complex methodology of teaching the teenagers with child cerebral palsy to applying ICT has been worked out.
The dynamics of the goal achievement of the developed correction-rehabilitation methodology is determined by the realization of the following conditions: organizational, correctional-developing, didactic and methodological, educative, ergonomic, technical, aesthetic and on the condition of the skilled personal providing of the mentioned process.
Step-by-step methodology of correction and development of child psychological and physiological functions which is necessary for implementation of operative actions (on the example of work on PC) has been worked out.
The complex methodology helps teenagers with child cerebral palsy to get qualified trade education and it provides their socialization and integration into society.