Дисертація присвячена дослідженню проблеми формування досвіду музично-виконавської діяльності у старших дошкільників і вирішенню питання оновлення методичного забезпечення процесу музичного навчання й виховання дітей в дошкільному навчальному закладі (центрі раннього розвитку дитини). Охарактеризовано сутність поняття та зміст досвіду музично-виконавської діяльності старілих дошкільників, визначено його компонентну структуру з огляду на специфіку означеного віку. Розроблено критерії і показники, на основі яких виявлено рівні сформованості досвіду музично-виконавської діяльності старших дошкільників. Теоретично обгрунтовано та експериментально перевірено поетапної методику формування досвіду музично-виконавської діяльності у старших дошкільників в умовах художньо наповненого розливального середовища.
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности у старших дошкольников и решению вопроса обновления методического обеспечения процесса музыкального обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении (центре раннего развития ребёнка). В диссертации раскрыта сущность понятия и содержание опыта музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников и выделены его структурные компоненты с учетом особенностей указанного возраста. Опыт музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников трактуется в исследовании как результат активного взаимодействия детей с музыкой в различных видах и формах исполнительства устной традиции на основе игрового подхода. Содержание такого опыта определяется его эмоционально-практическим наполнением, а также возможностями использования детьми накопленных знаний, умений и навыков в собственном творчестве. Структура опыта детей в музыкально-исполнительской деятельности рассматривается в единстве деятельного, эмоционального, познавательного и развивающего компонентов. В работе представлены критерии опыта музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников, а именно: музыкально-практические действия, исполнительское творчество, эмоциональная выразительность, элементарно осведомлённость, музыкальное развитие. В результате проведения констатирующего эксперимента, согласно разработанным критериям и показателям, определены уровни сформированности опыта музыкально исполнительской деятельности старших дошкольников (относительно высокий, достаточный!, средний и низкий). В диссертации разработана поэтапная методика формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности у старших дошкольников в условиях художественно наполненной развивающей среды, что предполагает использование соответствующих способам деятельности педагога и способам деятельности детей двух групп методов. Первая группа (соответственно способам деятельности педагога) объединяет методы музыкально-стилистических трансформаций детского репертуара, включения в музыкально-исполнительскую деятельность дошкольников средств мультимедиа, сюжетного ознакомления с музыкальными произведениями, сценарной драматургии музыкальных праздников, введения музыкальной информации в память детей во время засыпания (естественного дневного сна). Вторая группа (соответственно способам деятельности детей) объединяет методы интеграции различных видов музыкально-исполнительской деятельности, оперирования элементами музыкальной выразительности, целенаправленного приобщения детей к импровизации, взаимопосещений. Последовательность освоения старшими дошкольниками исполнительских видов музыкальной деятельности отображена в трёх этапах проведения экспериментальной работы: подготовительноимитационном, ситуативно-вариативном, творческо-реализационном. Формирующий эксперимент подтвердил действенность разработанной методики и правомерность её использования в музыкально-воспитательном процессе дошкольного учреждения (центра раннего развития ребёнка).
The thesis is devoted to studying the musieal-perfonning activity’s experience phenomena in a context of senior preschool age and the related to it issue of renovation the methodical bail of musical-educational process in a nursery school. There is described the essence and maintenance of musical-performing activity’s experience of senior preschoolers and defined its componential structure. There are found out the levels of musical-performing activity’s experience of senior preschoolers on a basis of tilled criterions and indexes. There is proved in theory and practice the stage-by-stage methodise of shaping a musical-performing activity’s experience of senior preschoolers in the artistically gap-filled developing environment’s conditions, which is based on principles of active participation, unwrittenality, variationality, improvisationality, positive emotionality, subjectionality, integrationality.