У дисертації розроблено теоретико-методологічні і методичні засади вивчення української літератури у взаємозв'язках із різними видами мистецтв у старших класах загальноосвітньої школи. Розглянуто специфіку художнього сприймання різних видів образотворчості; взаємозв'язки мистецьких знань у змісті сучасної шкільної освіти; обґрунтовано концептуальні основи інтеграції мистецьких знань у процесі вивчення української літератури; створено методичну систему сприймання літератури у взаємозв'язках із різними видами образотворчості; виявлено особливості трансформації літературних образів у конгеніальні суміжних мистецтв; визначено напрями вивчення літератури у взаємозв'язку з різними видами мистецтв у контексті української і світової культури. Пропонуються моделі комплексної взаємодії мистецтв у процесі вивчення української літератури.
Диссертация содержит разработанные теоретико-методологические и методические основы изучения украинской литературы во взаимосвязи с разными видами искусств в старших классах общеобразовательной школы. В исследовании создана и теоретически обоснована методическая система изучения литературы как составной части культуры, осуществлен анализ разных видов внутритекстовых интегративных связей словесности с графикой, живописью, скульптурой, музыкой, что позволяет значительно активизировать изобразительно-выразительный потенциал текста и его воздействие на читателя. Введены в методическую систему новые и малоизвестные произведения искусства, связаны с личностью писателя; выяснены возможные варианты сочетаний между автором текста (как конкретно-исторической личностью) и произведениями изобразительных искусств, музыки, театра, кино, стимулирующими сложный процесс взаимодействия и взаимообогащения гуманитарных знаний. Выявлены конгениальные "переводы" литературных образов на язык других искусств - одно из самых существенных звеньев системы комплексного использования искусства при изучении литературы в старших классах средней школы. Сравнивая свои читательские представления о героях и те истолкования, которые они получают в творчестве художника -иллюстратора, композитора, режиссера, актера, школьник постигает многогранность и глубину художественного образа в искусстве, специфику образного языка различных видов искусства и общие закономерности, присущие им всем. Создание особой методической системы комплексного использования искусства при изучении украинской литературы - одно из перспективных направлений в методике, рассматривающее литературу в органической связи с другими видами искусства и тем самым выявляющим ее общеэстетические и специфические черты.
С позиции современной философской и психологической науки комплексное использование искусств при изучении украинской литературы вполне закономерно, так как взаимодействие искусств основывается на самой природе человеческого восприятия и познания: органы чувств (анализаторы) работают в тесной связи, обеспечивая верное познание художественной картины мира; воздействие какого-либо художественного явления на соответствующий анализатор вызывает функционирование другого анализатора (например, слуховое ощущение вызывает добавочное - зрительное). Произведения других искусств обеспечивают выполнение психолого-дидактического правіша преподавания литературы: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на разные органы чувств и на разные сферы сознания. Такой подход к преподаванию литературы обеспечивает формирование в школьников личностно-ценностного отношения к искусству, развивает общие и специальные умения, художественно-образное мышление, стимулирует творческий потенциал личности, воспитывает потребность к художественно-творческой самореализации и духовному самосовершенствованию, то есть решает задачи стоящие перед методикой в целом. Разработаны концептуальные модели комплексного использования смежных искусств на уроках украинской литературы при изучении биографии писателя и художественных текстов (драматических и прозаических). Творческие, поисковые задания построены на принципах культуросоотвстствия (учение и воспитание в контексте культуры, ориентация литературного образования на культурные ценности); сопоставления произведений смежных искусств и литературы; "педагогики сотворчества" (идея диалогового взаимодействия). В процесс изучения литературы введены искусствоведческие диалоги, предполагающие рассмотрение художественного текста как своеобразного культурного универсума с зашифрованными кодами (информативнопроблемные, оценочно-интерпретационные, функционально-ролевые). Установлено, что экспериментальная методика существенно повышает уровни сформированности навыков анализа текста, расширяет их знания об искусстве, раскрывает возможности учащихся реализовать свой творческий потенциал в разных видах искусств. Исследование может быть использовано как учеными-практиками для анализа литературного текста, так и словесниками для усовершенствования методики преподавания школьного курса литературы. На предложенных концептуальных основах возможно конструирование вариативных путей проектирования содержания литературного образования учащихся. Материалы диссертации дают теоретикометодические основания для совершенствования программ, учебников и пособий по предмету.
Theoretical and methodological principles, as well as methodical basics of Ukrainian literature study in the interrelation with various art genres in the upper grades have been worked out in the thesis. Specific character of artistic perception of various art genres and interdependence of arts knowledge in the contents of modern school education has been elaborated. Concept fundamentals of arts knowledge integration in Ukrainian literature study has been also substantiated in the work. The methodical system of literature in interrelation with different perception aspects of image-bearing has been elaborated and the peculiarities of transformation of literary images into congenial adjacent arts have been found out. The trends of literature learning in the interconnection with different aspects of art in the context of Ukrainian and world culture have been also found out. There arc some models of complex interaction of arts in the process of Ukrainian literature learning in the thesis.
According to our methodical system there is a transition from the subject oriented literature education to culture corresponding to give the pupils a profound knowledge of the mankind's and a personality’s spiritual life, the world and Ukrainian literature and culture; and also value orientations, judgments and imaginations of a pupil.