Дослідження присвячено розробці та обгрунтуванню проблеми формування загальнолюдських моральних цінностей як найвищих у педагогічних системах Німеччини і України. Розглянуто основні тлумачення цінностей як аксіологічної категорії. Здійснено ретроспективний аналіз цінностей у педагогічній системі Німеччини, розглянуто інновації у навчально-виховному процесі Німеччини у контексті інтеграційних процесів, а також специфіку ціннісного виховання в німецькій педагогіці. З’ясовано особливості формування моральних цінностей у педагогічній системі України, виявлено зростання цінності освіти в Україні як необхідної умови євроінтеграції.
Исследование посвящено разработке проблемы формирования общечеловеческих ценностей как наивысших в педагогических системах Германии и Украины. Ценностный подход и формирование аксиологического мировоззрения рассматриваются как актуальные проблемы образования, а учебно-воспитательный процесс как средство приобщения личности к созданной человечеством системе ценностей. Поскольку целенаправленное влияние на личность может блокировать проявления асоциального поведения, наиболее продуктивным выступает именно формирование ценностных ориентаций, а не желание передать готовые истины. Проанализированы основные определения понятия ценности как аксиологической категории. Ценности рассматриваются как: основа гуманизма, духовные векторы, ориентриры человеческого сознания, идикаторы развитой личной.
Общими для разных педагогических систем являются ценности (справедливость, толерантность, индивидуальность, ответственность, взаимопомощь), которые основываются на гуманистических идеалах и определяют общие принципы реформирования и модернизации образования, — гуманизация, беспрерывность, ориентация на европейские стандарты, приоритетность образования для общества.
Проведен ретроспективный анализ ценностей гуманистической традиции в конце ХІХ-начале XXI века. Анализ показал, что педагоги, которые с разных позиций рассматривали моральное состояние общества, приоритетными считали такие ценности: саморазвитие и самосовершенствование, развитие интеллекта, внутренняя свобода и гармония, целостность личности, ответственность, национальное самосознание.
На основе ретроспективного анализа выявлены негативные явления в педагогической системе Германии. В XX веке таким явлением был фашизм, а в XXI приоритет материального и технического над моральным является основной причиной, которая ведет к моральному нигилизму. Необходимым условием дальнейшего развития педагогической системы Германии является ориентация на общечеловеческие ценности, отказ от потребительской позиции, всеохватывающая ответственность за собственные поступки, развитие интеллектуальных способностей.
Рассмотрены особенности ценностного воспитания и процессы модернизации образования в Германии. Положительными примерами для Украины являются: единство теории и практики, расширение возможностей получения образования взрослыми, создание интернациональных школ, формирование новых экономических основ образования, подготовка новой генерации педагогических кадров, трансформация роли учителя, интеграция образования и науки.
Выявлен рост ценности образования в Украине и в Германии как необходимого условия евроинтеграции, главного стратегического ресурса, фактора повышения общекультурного уровня нации, гаранта социльной и экономической стабильности, средства решения некоторых глобальных проблем. Обозначены основные пути формирования моральных ценностей в педагогической системе Украины. Приоритетным способом формирования ценностей в педагогической системе Украины (наряду с национальным сознанием, трудовым обучением, самопознанием, художественным творчеством, развитием позитивной внутренней мотивации) является национальное воспитание. Оно выступает фактором морального влияния на личность, а также способом успешного развития самой нации. К основным принципам национального воспитания относится познание общечеловеческих ценностей в собственной культуре, поскольку ценности украинского народа рассматриваются как составляющая общечеловеческих.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем истории педагогики и сравнительной педагогики, в подготовке учебной литературы, в организации научно-педагогических исследований студентов, при создании инновационных спецкурсов по страноведению, а также при изучении немецкого языка для воссоздания целостной картины страны.
This investigation is devoted to working out and analysis of the problem of formation of moral values common to all mankind as the highest ones in pedagogical systems of Ukraine and Germany. The main axiological approaches to the definition of the notion of values were considered. The reasons of devaluation of the moral values system in Germanic pedagogical system were analyzed and the possible ways of its overcoming were revealed. The retrospective analysis of humanistic tradition values of the end of the ХІХ-beginning of the XXI century was carried out. The peculiarities of value upbringing in Germany were investigated. The main ways of moral values formation in Ukrainian pedagogical system were described. The rise of the value of education in Ukraine as a necessary condition of European integration was observed.