У дисертації визначено теоретичні та методологічні основи організації та проведення олімпіад з інформатики, її завдання, цілі. Аналіз поняття олімпіадної задачі з програмування дав можливість класифікувати їх, розробити рекомендації щодо методики їх розв’язання. З урахуванням сучасних тенденцій та концептуальних положень навчального процесу теоретично обгрунтовано педагогічні умови підготовки обдарованих школярів до олімпіад з інформатики. З’ясовано, що у результаті реалізації складових педагогічних умов ефективніше відбувається процес підготовки обдарованих школярів до олімпіад з інформатики. Теоретично обґрунтовано й розроблено методику підготовки обдарованих школярів до олімпіад з інформатики. Розроблено зміст навчального матеріалу для підготовки обдарованих школярів до олімпіад з інформатики. Створено та впроваджено Інтернет-портал організаційно-методичного забезпечення підготовки обдарованої молоді до олімпіад з інформатики (E-OL1MP) з наповненою базою задач (понад 4500), автоматичною системою перевірки розв’язків задачі, на якому постійно проводяться тренувальні змагання до олімпіад з інформатики, міститься розбір задач та методичні рекомендації з підготовки олімпіад з інформатики. Розроблено методичні рекомендації щодо використання створеного Інтернет-порталу в навчальному процесі та експериментально перевірено їх ефективність.
На основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы, а также информационных материалов глобальной сети Интернет проведен сравнительный анализ базовых понятий исследования, таких как ученическая предметная олимпиада, олимпиада по информатике, проведен сравнительный анализ олимпиады по информатики и других ученических решения задачи; построение математической модели и схемы решения; реализация алгоритма; тестирования и отладка программы-решения, сдача решения на проверку, учитывая ситуацию олимпиады, требования, к олимпиаде, ограничение для решения и процесс проверки олимпиады. Теоретически обоснованно и разработана методика подготовки одаренных школьников к олимпиадам по информатике. Определенно содержание учебного материала для подготовки одаренных школьников к олимпиадам по информатике, который состоит из следующих этапов: набор учащихся (подготовительный этап); изучение языка программирования; изучение базовых олимпиадных алгоритмов; приобретение навыков в решении олимпиадных задач; участие в отборочных турах, Интернет-олимпиадах, конкурсах, турнирах, Вссукраинской олимпиаде по информатике.. Создан и внедрен Интернет-портал организационно методического обеспечение подготовки одаренной молодежи к олимпиадам по информатике (E-OLIMP) с наполненной базой задач (свыше 4500), автоматической системой проверки решений задачи на котором постоянно проводятся тренировочные соревнования к олимпиадам по информатике, содержится разбор задач и методические рекомендации по подготовке к олимпиаде по информатике. Описан Интернет-портал E-OLIMP и методика его использования в учебном процессе при подготовке одаренных школьников к олимпиаде по информатике. Материалы, подобранные для подготовки к олимпиаде по информатике, размещены на Интернет-поргале E-OLIMP (систематизированы темам задачи, методическая страница, содержащая теоретический материал из методов программирования, разработанные тренировочные тематические соревнования). Приведенные результаты педагогического эксперимента, которые подтверждают эффективность предложенных педагогических условий и методики подготовки одаренных школьников к олимпиаде по информатике.
The dissertation defines the theoretical and methodological basis for the organization and carrying the academic competitions in Informatics, its objectives and goals. The analysis of the notion ‘programming challenges’ made it possible to classify them and to develop recommendations on methods of their solutions. Theoretical support of the pedagogical conditions of preparing gifted schoolchildren for the academic competitions in Informatics was held complete with modern tendencies and conceptual regulations of the learning process. It has been found out that the implementation of the components of pedagogical conditions makes the process of preparing gifted schoolchildren for the academic competitions in Informatics more effective. The dissertation presents theoretically grounded and developed techniques of preparing gifted schoolchildren for academic competitions in Informatics. A content of the educational material to prepare gifted schoolchildren for the academic competitions in Informatics has been developed. The Internet portal on organizational and methodological support of preparing the gifted youth for the academic competitions in Informatics (E-OL1MP) with the base of programming challenges (more than 4500) and an automatic system of checking their solutions has been created and implemented. This portal provides training competitions to the academic ones in Informatics and offers the analysis of programming challenges and methodological recommendations for the preparation of the academic competitions in Informatics. Methodological recommendations on the use of the established Internet portal in the learning process have been developed and experimentally tested.