У представленому дисертаційному дослідженні здійснено всебічне дослідження системи підготовки майбутніх учителів технологій у країнах Північної Європи. Визначені генеза, сутність, головні зовнішні і внутрішні чинники функціонування і розвитку системи підготовки майбутніх учителів технологій у країнах Північної Європи. З’ясовано особливості структури, змісту та форм підготовки майбутніх учителів технологій. Доведена висока результативність стійких інтеграційних зв’язків між навчальними закладами різних північноєвропейських країн у програмах академічних обмінів. Падалі розкрито регіональні особливості організації! розвитку системи підготовки учителів технологій у північноєвропейських вищих навчальних закладах, де здійснюється процес підготовки майбутніх вчителів технологій на основі демократично-законодавчих підходів, яким передувала повномасштабна модернізація технологічної освіти па основі застосування сучасних технологій. У представленому дисертаційному дослідженні на основі автентичних наукових джерел з’ясовано, що система підготовки майбутніх учителів технологій у Північних країнах Європи є оригінальною системою зі своїми власними організаційними структурами, формами, змістом і т.д., які обумовлені специфічними рисами історичного розвитку північновропейських країн з власними пріоритетами. Але кожна з національних систем цих країн піддана впливу ззовні, здобуває нові риси, засвоює інші цінності. Обгрунтовано можливості творчого впровадження північноєвропейського досвіду системи підготовки майбутніх учителів технологій в освітню практику вищої педагогічної школи України.
В представленном диссертационном исследовании осуществлено всестороннее исследование системы подготовки будущих учителей технологий в странах Северной Европы. Определены генезис, сущность, главные внешние и внутренние факторы функционирования и развития системы подготовки будущих учителей технологий в странах Северной Европы. Проанализирована эволюция в теории и практике подготовки будущих учителей технологий в каждой, отдельно взятой североевропейской стране. Благодаря анализу реформ в рассматриваемой сфере образования выявлена динамика развития технологического образования. Определены основные технологии обучения в подготовке будущих учителей технологий (тыоторская, дистанционная, модульная, кредитная, кредитномодульная, персонифицированная), формы организации обучения (лекция, семинар, тыоториалы. дискуссия, самостоятельная работа, лабораторная работа, практическая работа, общая рецензия на проекты и диссертации, телеконференции), методы контроля результатов обучения (письменные работы (essays), письменные экзамены и тестирование, научные Па основе обобщения результатов научного поиска нами выявлены ведущие особенности развития системы подготовки будущих учителей технологий в странах Северной Европы в начале XXI века, это: -евроинтеграциониая направленность развития вышеупомянутой системы обусловлена особенностями исторического, социокультурного, социально-экономического и общественно-политического развития стран Северной Европы; общая структуризация и согласованность основных составляющих учебных планов и программ североевропейской системы подготовки будущих учителей технологий, которая направлена на сочетание личностного и практикоориентованого подходов и определяет взаимодействием внутренних и внешних факторов на региональном и национальном уровнях. Проведенное научно-педагогическое исследование и обобщение его результатов позволило определить возможности использования образовательных достижений стран Северной Европы для совершенствования системы подготовки будущих учителей технологий в Украине. Как свидетельствует североевропейский опыт проведения реформ в образовании, связанных с перспективами развития страны и региона в целом, невозможно без учета развития технологического образования, мировоззренческих и ценностных ориентаций личности будущего учителя технологий, его творческой саморегуляции, профессиональной подготовки, общей духовной культуры. Доказана высокая результативность устойчивых интеграционных связей между учебными заведениями разных североевропейских стран в программах академических обменов. Установлено, что образовательные реформы в странах Северной Европы позволили превратить несовершенную систему базового технологического образования в современный сектор высшего педагогического образования европейского образца. Разработанные предложения по использованию североевропейского опыта учитывались при разработке Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке. В представленной диссертации приводятся основные выводы исследования и отмечается, что система подготовки будущих учителей технологий в северноевропейских странах является оригинальной системой со своими собственными организационными структурами, формами, содержанием и т.д., которые обусловлены специфическими чертами исторического развития стран Северной Европы с собственными приоритетами. Но каждая из национальных систем этих стран подвержена влиянию извне, приобретает новые черты, усваивает другие ценности. В условиях бурных интеграционных процессов на европейском континенте происходит целенаправленное формирование единого образовательного пространства совокупность общих ценностных ориентиров, элементов содержания, методов, способов обучения и воспитания, которые характеризуют процесс передачи подрастающему поколению опыт предшественников, обеспечивая функционирование социокультурной модели, а также открытость к новым знаниям и технологической культуры на современном этапе разви тия мировой цивилизации.
Comprehensive research of the system of preparing the future teachers of technologies in the Nordic countries has been performed in the proposed thesis. Genesis, essence, main external and internal factors of functioning and development of the system of preparing the future teachers of technologies in the countries of Nothern Europe have been defined. Features of structure, content and forms of training the future teachers of technologies in the Nordic countries have been found out. High performance of consistent inlegrational relations between education institutions of different Nothern European countries in the programs of academic exchanges has been proved. Regional features of organization and development of'the system of preparing the teachers of technologies in the Nordic countries higher education institutions, where the process of preparing the future teachers of technologies is based on democratically-legislative approaches to which proceeded full-scale modernization of technological education basing on the modern technologies exploiting, have been revealed. On the basis of authentic scientific sources it has been found that the system of preparing the future teachers of technologies in the Nordic countries is the original system with its own organizational structures, forms, content etc. which are stipulated by specific features of historical development of the Nothern European countries with their own priorities. However each country among these national systems is subjected to external influence, gains new features and concurs another values. New possibilities of the creative implementation of the Nothern European experience of the system of preparing the future teachers of technologies into the educational practice of the Ukrainian higher pedagogical school have been reasoned.