У дисертації досліджено проблему підготовки вчителів музики в системі підвищення кваліфікації до застосування інноваційного методу відносної сольмізації. У роботі розглядаються теоретичні основи підготовки вчителів музики в системі підвищення кваліфікації до застосування методу відносної сольмізації як педагогічної інновації, визначено його зміст і структуру, історичні джерела та можливість адаптації в сучасній українській школі. На основі теоретичного аналізу інноваційної діяльності у дисертаційному дослідженні розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено методику підготовки вчителів музики до інноваційної діяльності на курсах підвищення кваліфікації в інститутах післядипломиої педагогічної освіти. Запропонована методика розкриває найефективніші методи формування звуковисотного слуху в найбільш сприятливому для цього молодшому шкільному віці, з урахуванням регіональних особливостей багатонаціональної України та передового вітчизняного і зарубіжного досвіду в галузі загальної музичної педагогіки. Одним із основних завдань дисертації є розробка методичних рекомендацій з метою оновлення, раціоналізації та оптимізації педагогічного процесу.
В диссертации осуществлено исследование проблемы подготовки учителей музыки в системе повышения квалификации к применению инновационного метода относительной сольмизации. В работе рассматриваются теоретические основы подготовки учителей музыки в системе повышения квалификации к применению метода относительной сольмизации как педагогической инновации, определено его содержание и структура, исторические корни, а также возможность адаптации в современной украинской школе. Диссертационное исследования имеет научную новизну и теоретическое значение полученных результатов, которое заключено в содержание и структуре метода относительной сольмизации; определении критериев уровня подготовки преподавателей музыки для применения данного метода; в разработке содержания программы подготовки учителей музыки к применению метода относительной сольмизации. Исследование специфики подготовки учителей музыки к использованию метода относительной сольмизации позволило разработать программу эффективного применения данного метода в системе повышения квалификации. Практическое значение проведенного исследования осуществлялось в разработке учебного курса "Подготовка учителей музыки к применению метода относительной сольмизации» и разработке методических рекомендаций, предназначенных для повышения квалификации учителей музыки. Полученные результаты и научно обоснованные методические материалы диссертационного исследования могут эффективно использоваться в практике работы институтов искусств педагогических университетов и институтов последипломного педагогического образования. В диссертационном исследовании на основе теоретического анализа инновационной деятельности разработана и экспериментально проверена программа подготовки учителей музыки к инновационной деятельности на курсах повышения квалификации в институтах последипломного педагогического образования. Предложенная методика описывает самые эффективные методы развития звуковысотного слуха в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте, учитывая региональные особенности многонациональной Украины, а также передового отечественного и зарубежного опыта в области общей музыкальной педагогики. Одним из основных заданий диссертации является разработка методических рекомендаций для учителей музыки з целью обновления, рационализации и оптимизации педагогического процесса. Инновационный метод относительной сольмизации рассматривается нами в контексте усовершенствования технологии музыкального обучения в системе повышения квалификации учителей музыки, что повышает качество современного музыкального образовательного процесса. Эффективное применению метода относительной сольмизации создает возможность учащимся со средними способностями открыть путь к музыкальному обучению.
The thesis deals with problem of development of readiness of teachers of music in the system of continuous education to apply innovative method relative solmization. Theoretical grounds of preparation of teachers of music in the system of continuous education to employ method of relative solmization as an educational innovation are discussed in the thesis, and defined its content, structure, historical sources as well as possibility of its adaptation in modern Ukrainian school. Program of preparation of teachers of music for innovative activity in the continuous education courses at the institutes of post-diploma education has been developed on the basis of theoretical analysis of innovative activity, theoretically justified and experimentally tested. The program proposed reveals the most efficient methods of formation of a pitch hearing in the most favorable for it junior school age with taking into account regional features of multinational Ukraine and leading national and international practice in the field of general musical education. Principal goal of the thesis is development of methodological recommendations aimed at update, rationalization and optimization of the educational process.