Дослідження присвячено проблемі контролю навчальних досягнень учнів основної школи в процесі навчання футболу. Розкрито динаміку показників фізичного стану, загальної та спеціальної фізичної підготовленості школярів 5-9 класів у процесі занять футболом. Визначено інформаційно значущі показники фізичного стану для спеціальної рухової підготовленості учнів середніх класів під час вивчення футболу. Розроблено прогнозовані (можливі) індивідуальні норми оцінки навчальних досягнень у футболі на основі математичних моделей у вигляді регресійних рівнянь. Запропоновано «Електронний журнал з фізичної культури учнів основної школи (варіативний модуль «Футбол»)» для оцінювання успішності школярів у процесі занять футболом. На прикладі оцінювання успішності учнів 5—9 класів на уроках фізичної культури в процесі вивчення модуля «Футбол» обґрунтовано систему педагогічного контролю навчальних досягнень учнів основної школи з інших модулів навчальної програми з фізичної культури.
Исследование посвящено проблеме контроля учебных достижений учеников основной школы в процессе обучения футбола. Раскрыта мотивация к урокам физической культуры, динамика показателей физического и психоэмоционального состояния, общей и специальной физической подготовленности школьников 5-9 классов в процессе занятий футболом. Установлена корреляционная взаимосвязь между уровнем специальной двигательной подготовленности в футболе (успешности выполнения основных технических приемов - ведения, остановки, жонглирования, ударов по мячу на дальность и точность), морфофункциональными и психофизиологическими показателями развития организма учащихся основной школы в каждой возрастнополовой группе. Определены информационно значимые показатели физического состояния для специальной двигательной подготовленности учеников средних классов в процессе обучения футболу. Рассчитаны индивидуально возможные нормы оценки учебных достижений в футболе на основе математических моделей в виде регрессионных уравнений. Эти уравнения позволяют вычислить прогнозируемый результат выполнения определенного двигательного действия в футболе, который может показать ученик, исходя из данных физического развития, психофизической подготовленности и уровня соматического (физического) здоровья. Разработана методика оценки успеваемости учащихся основной школы в процессе занятий футболом, основанная на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, среды программирования, диагностики, измерения, хронометража, корреляционного и регрессионного анализов. Методика показана в виде педагогической модели, которая отображает этапы та составляющие процесса оценивания учебных достижений, схематически представляет все компоненты, которые обеспечивают конечный результат.
Определены организационно-методические условия организации оценивания учебных достижений школьников средних классов во время занятий футболом на уроках физической культуры, а именно: владение современными информационнокоммуникационными технологиями, методами исследования, которые имеют большое значение для оценивания успеваемости школьников; наличие необходимого инструментария для определения показателей физического состояния и специальной двигательной подготовленности учеников; наличие компьютерного оборудования и программного обеспечения для проведения оценивания учебных достижений школьников; постоянное осуществление предварительного (входящего) контроля для определения антропометрических и психофизиологических особенностей развития организма. показателей общей физической подготовленности и состояния здоровья ученической молодежи; проведение текущего контроля с целью определения показателей специальной двигательной подготовленности учеников; осуществление итогового контроля для оценки учебных достижений ученической молодежи на уроках физической культуры, в частности, во время обучения футбола; умение анализировать результаты успеваемости школьников с дальнейшей коррекцией учебно-воспитательного процесса во время занятий футболом; соблюдение объективности при определении учебных достижений и учет индивидуального подхода к ученической молодежи в процессе оценивания успеваемости во время занятий футболом. Предложена компьютерная программа «Электронный журнал по физической культуре учеников основной школы (вариативный модуль «Футбол»)» для оценивания школьников в процессе занятий футболом. После внесения в электронный журнал учителем физической культуры информационно значимых показателей физического состояния и результатов специальной двигательной подготовленности в футболе программа автоматически сопоставляет возможный результат с фактическим и с помощью формулы определяет количество баллов, которые ученик получил за выполнение того или иного технического приема. На примере оценивания успеваемости учеников 5-9 классов на уроках физической культуры в процессе обучения модуля «Футбол» обосновано систему педагогического контроля учеников средних классов по разным модулям учебной программы по физической культуре. Эффективность методики оценки успеваемости учащихся основной школы в процессе занятий футболом на уроках физической культуры подтверждена рядом положительных сдвигов как в показателях мотивационно-ценностного компонента, так и качестве выполнении технических приемов школьников.
The research is devoted to the problem of controlling the educational achievements of the basic school pupils in the process of football classes. There has been shown the dynamics of indicators of a physical state, general and special physical training of the 5-th -9-th year scoolchildren during the lessons of football. There have been defined informative significant levels of a physical state for special motive training of midlie class pupils in the process of football studies. There have been worked out projected (possible) individual norms of assessment of pupils' progress on the basis of mathematical models in the form of regression equations. There has been proposed “The physical education electronic journal for the basic school pupils’ (football variable module) for assessing pupils’ progress in football studies. On the model of assessing the fifth-nineth-year pupils’ progress in physical education classes in the process of learing the faotball module there was given proof of the system of pedagogical control as a result of basic school pupils’ progress in other modules of the physical education curriculum.