На основі системного аналізу психолого-педагогічної та науково-методичної
літератури теоретично обгрунтовано структуру, зміст і сутність поняття “інформаційно-технологічна компетентність майбутнього вчителя технологій”,
яка формується в процесі вивчення дисциплін інформаційно-іпформатичпого
циклу напряму підготовки “технологічна освіта”. Зокрема, уточнено визначення
поняття “інформаційно-технологічна компетентність майбутнього вчителя
технологій”; визначено критерії, показники та рівні сформовапості. У роботі обгрунтовано і визначено сукупність організаційно-педагогічних умов та спроектовано методику, що відображає поетапне формування інформаційно-технологічної компетентності майбутніх учителів технологій. Результати педагогічного експерименту довели ефективність спроектованої методики формування інформаційно-технологічної компетентності майбутніх
учителів технологій в процесі навчання в спеціально створеному інформаційно-
освітньому середовищі навчального закладу.
Таким образом, проанализировав содержание ключевых понятий
“информация”, “информационная культура”, “технология”, “технологическая
культура”, мы выявили, что информационно-технологическая компетентность
является продуктом синтеза информационной и технологической культур.
Исходя из вышеизложенного, “информационно-технологическая компетентность будущих учителей технологий” нами определена как интегративное качество личности, имеющей осознанное стремление непрерывно совершенствовать свой опыт целесообразного и творческого использования средств информационно-коммуникационных технологий, сочетая практическую готовность к профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции информационных и технологических знаний, умений и навыков в области технологического образования. По результатам анализа концепции компетентностного подхода, целей формирования информационно-технологической компетентности будущих учителей технологий, ретроспективного анализа уровня сформированное информационно-технологической компетентности, а также психолого-педагогической литературы, были определены организационно-педагогические условия их сформированноеTM в информационно-образовательной среде учебного заведения, а именно: применение кредитно-модульной системы обучения и оценивания; осуществление образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода; разработка и реализация программы, направленной на обеспечение методики формирования информационно-технологической компетентности; преодоление разрозненности знаний студентов путем установления межпредметных связей; осуществление содержательных и организационных преобразований информационно-образовательной среды высшего учебного заведения активных и интерактивных технологий студентов, а также контекстного обучения; организация проектно-творческой и самостоятельной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность предложенных организационно-педагогических условий и спроектированной экспериментальной методики формирования информационно-технологической компетентности будущих учителей технологий средствами информационно-коммуникационных технологий в специально созданной информационно-образовательной среде вуза. В работе описаны критерии, показатели и уровни сформированное информационно-технологической компетентности будущих учителей технологий
- низкий, средний, высокий; для определения уровня сформированноеTM каждого
критерия были подобраны специальные диагностические методики, разработаны
вопросы и задания контрольных срезов эксперимента. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность экспериментальной методики формирования информационно-технологической компетентности будущих учителей технологий в процессе обучения.
On the basis of systematic analysis of psychological and pedagogical and methodological literature theoretically determined the role and place of informational
and technical competence. In the research substantiated the structure, content and
essence of the concept of "information and technological competence," which is formed in process of studying disciplines of information cycle in field of study educational technology. In particular, were clarified the definition of "information and technological competence of future teachers of technology"; the criteria, indexes and levels of formation. In work substantiated a set of organizational and pedagogical condition and designed the methodology that reflects the gradual formation of information and technological competence of future teachers of technology. Results of pedagogical experiment proved the effectiveness of forming methods of projected informational and technical competence of future teachers of technology in the learning process in a specially created information and educational environment of educational institution.