Дисертація присвячена аналізу філософсько-освітнього контексту розвитку
комунікативного процесу, зокрема розгляду суб’єкта і об’єкта в системі освіти, їх
взаємодії як комунікації. Розглядаються напрями комунікативного процесу в
освітньому середовищі; комунікація в системі освіти як педагогічний дискурс;
суперечності комунікативного процесу в галузі освіти. Аналізуються типи комунікативного процесу в системі освіти: авторитарний, що здійснюється як система маніпуляцій (притаманний тоталітарному суспільстві) та демократичний (здійснюється як людииотворення, її духовний розвиток). Обґрунтовано місце та роль мовних засобів в контексті реалізації комунікативного процесу в освітньому середовищі. Досліджуються сучасні мовні технології в стратегії інтенсифікації комунікативного процесу в галузі освіти.
В диссертации исследуется философско-образовательный контекст развития коммуникативного процесса, в частности субъект и объект в системе образования, их взаимодействие как коммуникация. Рассматриваются направления коммуникативного процесса в образовательной среде; коммуникация в системе образования как педагогический дискурс; противоречия коммуникативного процесса в области образования. Анализируются типы коммуникативного процесса в системе образования: авторитарный, осуществляемый как система манипуляций и демократический. Подчеркивается место и роль языка в контексте реализации коммуникативного процесса в образовательной среде. Исследуются современные языковые технологии в стратегии интенсификации коммуникативного процесса в области образования. Показано различие демократического типа коммуникаций в образовании от авторитарного, который заключается в реализации определенных практик дискурсного характера образовательного процесса Дискурс - это сложное коммуникативное явление, которое включает не только текст, но и социальный контекст, создающий представление об участниках коммуникации, процесс создания и процесс восприятия сообщения. Современные изменения в образовании, которые и вызывают дискурс, вызванные рядом социокультурных и политико-экономических обстоятельств. В частности они вызваны переходом человечества к новому типу цивилизации, который в научной литературе приобрел название «информационное общество». Подчеркивается, что доминирующим, на современном этапе развития образования и педагогики является личностно-ориентированный подход. Переход от авторитарного к личностно ориентированному образованию - значительный шаг в поиске онтологической, ценностной и методологической основ образования. Высшей ценностью, целью образования становится личность. Поэтому категория «личностно ориентированное образование» в наибольшей степени соответствует тем тенденциям, которые происходят в образовательном пространстве постсоветских обществ. Восприятие человека как автономного существа, активно пригашающего участие в своем образовании - это основа личностно-ориентированной концепции образования и где доминируют такие цели, ценности и механизмы, как диалог с учеником как автономным субъектом и постоянная коррекция на этой основе всего образовательного процесса. Ведущей основой сегодняшнего образования является многоязычие, что позволяет субъектам учебного процесса адекватно ориентироваться в современном глобальном информационном пространстве и осознавать его как совокупность достижений общества, а также готовиться к взаимному пониманию и продуктивному общению представителей разных культур, расширять доступ к иностранной «языковой матрице» и налаживать международные языковые телекоммуникационные связи. В этом смысле личность должна иметь представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в новейшем обществе, решать типовые и проблемные задачи с применением вербальных и невербальных знаковых форм отражения
действительности. Обоснованно речевые стратегии как механизмы освоения и пользования иностранными языками в многоязычном культурном пространстве. Их совокупность является основным культурным коммуникационным средством,
ведущим элементом социализации личности, ее аккультурации. Опираясь на
достижения таких наук, как семиотика (анализ знакового представительства
языка), лингвистика (анализ естественных языков), культурная семантика
(анализ языка как средства отображения смысла), философия образования
рассматривает языковые стратегии как средство понимания народами
культурных различий друг друга, постижение этих различий как уникального
формосозидания единой человеческой сущности, достижение на этой основе их
(особенностей) толерантного восприятия. Они рассматриваются как средство
преодоления недоразумения (неадекватного понимания), которое всегда
возникает при коммуникации культур в поликультурном пространстве.
The dissertation is devoted to the analysis of philosophical and educational
context of the communication process development, including consideration of subject
and object in the education system, its interaction as communication. Author considers
directions of the communication process in an educational environment; communication in education as a pedagogical discourse; contradictions of
communication process in education. The dissertation analyzes the types of communication process in education; authoritarian, implemented as a system of manipulation (inherent to totalitarian society) and democratic (implemented as creation of a human, its spiritual development). It is justified a place and role of linguistic resources in the context of the communication process realization in an educational environment. Author studies modem language technologies in the communicative process intensification strategy in education.