Захищається рукопис дисертації, яка містить теоретичне та експериментальне дослідження ефективності морального виховання молодших школярів у позаурочній діяльності в період розбудови національної школи. Автором встановлено зростання впливу суспільного середовища на моральне формування особистості сучасного школяра. Нові соціально-педагогічні умови суттєво впливають на зміну соціально педагогічних характеристик сучасних молодших школярів. Особливістю виховного процесу в початковій школі нині є його коригування як основа нормалізації моральних відносин молодших школярів. Доведено, що функціонування відкритої соціально-педагогічної системи повинно мати безперервний, керований комплексний характер, забезпечуючи цим сприятливі умови для цілеспрямованого морального виховання учнів молодших класів у різних соціумах.
Защищается рукопись диссертации, которая содержит теоретическое и экспериментальное исследование эффективности нравственного воспитания младших школьников во внеурочной и внешкольной деятельности в период становления национальной школы. В результате анализа научных исследований по проблеме, изучения педагогического опыта нравственного воспитания младших школьников во внеурочной и внешкольной деятельности, сделанных выводов о сильных и слабых сторонах существующей практики морального воспитания, определены пути устранения недостатков в организации и проведении этой работы. Автором исследовано влияние социальной среды на педагогические условия нравственного воспитания младших школьников. Взаимосвязь социальных и педагогических влияний составляет особую социально педагогическую ситуацию, которая состоит из воспитательной среды (школа, семья, внешкольные учреждения), внутренней позиции ученика и социальной среды. По результатам проведенного исследования автором установлено, что в период социально-экономических преобразований общества, социальный опыт младшего школьника является фактором, регулирующим превентивные действия для формирования механизмов защиты и самозащиты. Особенность этих механизмов заключается не в обострении и без того сильных противоречий современного мира, а в укреплении нравственной основы личности, ее нравственных качеств, которые проявляются в условиях внеурочной и внешкольной деятельности и выявлены автором, это - доброта, взаимопомощь, трудолюбие, заботливость, бережливость, сила воли, дисциплинированность, единство слова и дела, активность, старательность, критичность и самокритичность, ответственность. Автором доказано, что особенностью современного воспитательного процесса в начальной школе является его коррекция, как основа нормализации нравственных взаимоотношений младших школьников. Для формирования правильной системы взаимоотношений, необходимо объединение в воспитании двух подходов: интеллектуального и поведенческого. Форма объединения этих концептуальных подходов зависит от социальной ситуации, соотношений обстоятельств, факторов, условий, диспозиции ученика, его индивидуально-психологических особенностей, специфики развития и формирования. Автором выявлены основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания учащихся начальных классов во внеурочное время. Такими условиями, в частности, были признаны: гуманизация и демократизация жизнедеятельности класса; соответствие содержания, форм и методов нравственного воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; общественная значимость внеурочной деятельности; ориентация коллектива на достижение успеха с учетом интересов, мотивов, потребностей каждого учащегося; распределение поручений по степени значимости между всеми детьми с учетом их склонностей, знаний, навыков; соблюдение стимулов моральных взаимоотношений, основанных на уважении и доверии, доброжелательном характере общения, гуманный стиль педагогического руководства отношениями школьников. Автором выявлено, что функционирование открытой социально педагогической системы должно осуществляться непрерывно, целенаправленно, комплексно, обеспечивая таким образом, условия для нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста в разных социумах.
It is degeding the manuscript of dissertation, which contains theoretical and experimental research of the effectiveness of morale of juniors on off-hour activities in the period of the national formation. The author established the increase of the social factor on the junior’s personality formation. New social pedagogical conditions influenced the changes of modern Ukrainian pedagogical junior’s characteristics. The particular feature of modem of education in the elementary school is its correction, as the basis normalization of junior moral relations. Functioning of the open social-system is to carry out continuously, fully, providing in such a way conditions for the moral upbringing of junior pupils in different social groups.