Дисертація присвячена аналізу прозової спадщини репресованого, а тому недостатньо вивченого талановитого українського письменника початку ХХ ст. — Миколи Федоровича Чернявського. У ній простежується зв'язок новаторських пошуків прозаїка з художніми напрямами того часу, виокремлюються проблемно-тематичні комплекси, інтерпретуються тексти творів в параметрах жанрово-наративної системи, що здійснюється вперше. Особлива увага звертається на форми психологічного зображення.
Диссертация посвящена анализу прозаического наследия репрессированного, а поэтому недостаточно изученного талантливого украинского писателя начала XX ст. Николая Федоровича Чернявского. В ней рассматривается связь новаторских исканий прозаика с художественными направлениями и течениями его времени. Своими литературными взглядами писатель близок к М. Коцюбинскому, вместе с которым выработал программу издаваемого ими альманаха 3 потоку життя”, направленную на расширение тематики родной литературы и модернизации ее поэтики. Н. Чернявский применял в своем творчестве элементы разных направлений, стремясь к их синтезу. Значительная часть подраздела диссертации “Естетична платформа. Шлях до синтезу” посвящена вопросам направлений и стилей, которых придерживался Н.Чернявский. Доказано, что этот автор — один из наиболее значительных представителей неореализма, т.е. реализма, обогащенного элементами других художественных направлений. Определено, что в массиве его прозы выделяется проблемно-тематические комплексы, отмечается богатство и разнообразие ее типажа. Впервые проза Н. Чернявского рассматривается как жанрово-нарративная система, отличающаяся относительной полнотой. Высокий уровень генологического сознания автора отразился в многочисленных жанровых дефинициях в подзаголовках произведений. В диссертации вносятся некоторые коррективы в арсе нал авторской жанровой терминологии, в частности, выделяются новеллы акции, романы, фрагментарные формы прозы. Новеллы Н. Чернявского (“Кінець гри”, “Змій”, “Осліплення Париса”, “Сніг”, “Земля”) отличаются обостренным психологизмом, драматизмом и лаконизмом стиля наррации. Многочисленные рассказы разнообразны по своим жанровым модификациям (психологические, авантюрные, юмористические, философские). Они оригинальны по сюжетам и по составу типажа, а также по формам изложения. К наиболее замечательным из рассказов относится философско символическое произведение “Богові невідомому”, созвучное “Intermezzo»
М. Коцюбинского.
Философичность вообще является одной из наиболее значительных примет прозы Н. Чернявского: трезвая, реальная оценка общественных явлений, обличение кровавых социальных экспериментов – всё это составляет основу мировоззрения писателя. В его прозе звучит мысль о том, что хаос революционных событий как 1905 года, так и 1917 был варварством и трагедией обманутого крестьянства. Всесторонность изображения героя и наличие образа времени присущи повестям, а особенно романам Н. Чернявского. Широкая панорама событий эпохи революции 1905 года и периода реакции представлена в трилогии, состоящей из романа “Весняна повідь ”, повести “Блискавиці ” и романа “Під чорною корогвою”. В осмыслении характера первой русской революций пи сатель далёк от догматических воззрений. Герой его повестей и романов – личность часто раздвоенная (homo duplex). В одних случаях он побеждает апатию и пессимизм, в других — становится их жертвой. В категориях этики и морали закодированы амбивалентные начала: тенденция к определённой стабильности поведенческих норм человека и тенденция к их исторической вариативности. Как правило, после общественных потрясений наступают периоды моральной раскрепощённости. Особое внимание уделено анализу этих явлений, освещаемых Н. Чернявским в новеллистике (“Сніг) и повестях (“Варвари").
Фрагментарная же проза рассматривается с учётом ее принадлежности к одной из двух групп произведений – изобразительных (этюды, картинки, эскизы) и выразительных (поэзия в прозе). Произведения первой группы выполняют роль репортажей (зарисовки степные, речные, морские), а медитативная поэзия в прозе выражает настроения и философские размышления автора. Все эти проблемно-тематические комплексы прозы Н. Чернявского
расширили тематику украинской литературы и доказали, что их автор шёл в ногу с художественными направлениями начала XX века, трансформируя их согласно своей творческой индивидуальности. В диссертации произведена внутрижанровая типология малой фабульной прозы Н. Чернявского (новеллы-акции, психологические, авантюрные, сатирические, философские рассказы). Большая проза Н.Чернявского приметна панорамностью видения исторических событий начала XX века вместе с многомерностью изображаемого внутреннего бытия героев.
Вклад Н. Чернявского в историческую поэтику прозаических жанров украинской литературы значительный. Он принадлежит к прозаикам универсалам типа И. Франко, А. Конисского, обогатившим украинскую литературу новыми темами, проблематикой, разнообразием типажей, оригинальностью жанрово-нарративной системы, направленной на поиски новых художественных средств и форм.
Thesis is devoted to the analysis of Mykola Chernyavsky's prose heritage. He's been repressed and thus insufficiently studied outstanding Ukrainian writer of the beginning of the XXth century. This work is the first one to investigate interrela tions between the innovative quest and the artistic trends of the writer's time. It identifies problem-thematic complexes, interprets the texts within the parameters of the genre-narrative system. Particular attention has been paid to the forms of his psychological portrait.