Захищається система підготовки вчителів трудового навчання до роз витку художньо-конструкторських здібностей учнів, що включає в себе дві підсистеми: спеціальну та методичну.
Автором науково-обгрунтовано систему підготовки вчителя трудово го навчання в аспекті що розглядається, дидактичні умови, організаційно-педагогічні шляхи їх реалізації в навчально-виховному процесі інженерно педагогічних факультетів педвузів. Проводиться експериментальна пере вірка її ефективності, здійснюється практична апробація та впровадження результатів дослідження в навчально-виховний процес вищої педагогічної та загальноосвітньої школи.
В диссертации освещена система подготовки учителя трудового обучения к развитию художественно-конструкторских способностей у учащихся основной школы.
Констатируется несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми к процессу подготовки учителя трудового обучения и его реальной подготовкой.
Определены основные понятия процесса художественного конструирования, дается определение понятия “художественно-конструкторские способности” как специфических способностей, которые соединяют в себе творческое воображение, образное мышление, фантазию, произвольную память, внимание, ассоциативное мышление и умение творить по законам гармонии и красоты. В диссертации рассмотрен процесс формирования готовности учителя трудового обучения к изучению личности ученика, определены структуры и составляющие ее компоненты, которые наполнены конкретным содержанием, исходя из особенностей художественно-конструкторской деятельности и современных требований к личности учителя трудового обучения.
Готовность к художественно-конструкторской деятельности и развитию соответствующих способностей у учащихся состоит из трех основных компонентов: мотивационного, содержательного и эмоционального, через призму которых дается характеристика уровней развития художественно конструкторских способностей: репродуктивного, репродуктивно творческого, творческо-репродуктивного, творческого.
Исследованы дидактические условия и организационно-педагогические пути их реализации в учебно-воспитательном процессе на инженерно педагогических факультетах педагогических вузов. Это развитие художественно-конструкторских способностей самих студентов в процессе обучения в вузе (специальная подготовка) и методическая подготовка студентов к развитию художественно-конструкторских способностей, знаний и умений учащихся (методическая подготовка).
К дидактическим условиям автор относит: комплексную организацию процесса обучения в направлениях: учебно-познавательном, учебно-практическом, самостоятельной практической деятельности;
взаимосвязь теории с практикой, содержания, форм і методов, направленных на подготовку учителя трудового обучения к развитию художественно-конструкторских способностей учащихся.
В специальную подготовку, кроме нормативных дисциплин, включен и специальный курс “Основы дизайна”, который является системообразующим элементом для взаимосвязанных с ним дисциплин.
Методическая подготовка студентов к работе по развитию художественно-конструкторских способностей учащихся включала в себя специальный раздел методики трудового обучения “Формирование художественно-конструкторских способностей знаний и умений учащихся".
Приведение содержания специальной подготовки учителя трудового обучения в соответствии с уровнем развития науки и техники, духовной и материальной культуры, углубление ее практической направленности, соединение родственных профессий и специальностей обеспечивает мобильность специалистов на рынке труда, в том числе и учителя.
Сопоставление функций художника-конструктора и учителя трудового обучения определило объем знаний и умений, необходимых учителю для работы по развитию художественно-конструкторских способностей учащихся.
Уровни развития способностей будущих учителей определялись в процессе их учебной деятельности по результатам их реального труда на занятиях: в учебных мастерских, технического творчества учащихся, художественной обработке материалов и др.
Определение уровня методической подготовки студентов к развитию художественно-конструкторских способностей учащихся проверялось в процессе педагогических практик в школах.
Комплекс взаимодополняющих методов, способствующих решению задач данного исследования, включают в себя изучение и обобщение опыта работы вузов по изучению художественно-конструкторской подготовки учителей, сравнительный педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялась длительная экспериментальная проверка более эффективных педагогических технологий развития художественно-конструкторских способностей учащихся.
The system of preparation of the teacher of labour training to development of art - design abilities of the pupils of base school which is protected includes two subsystems; special and methodical.
By the author is scientific the system, preparation of the teacher of labour training in considered (examined) aspect, condition and organisational - pedagogical ways of their realisation in educational to bring up process of
Industrial-pedagogical faculties pedagogical institutes is reasonable.
The experimental check of its(her) efficiency will be carried out(spent), the practical approbation and entering of results of research in educational to bring up process of maximum and general educational schools is carried out.