У дисертації досліджується проблема формування інформаційної культури майбутніх учителів гуманітарних дисциплін та їх готовність до використання нових інформаційних технологій у навчальному процесі та для самоосвіти. Проаналізовано стан проблеми у вітчизняних та зарубіжних дослідженнях, присвячених професійній підготовці учителів гуманітарних дисциплін. На основі результатів констатуючого експерименту розроблено методику формування інформаційної культури майбутніх учителів гуманітарних дисциплін, що базується на поетапному й послідовному оволодінні основами роботи на персональному комп'ютері та засвоєнні психолого-педагогічних і організаційно-методичних основ ефективного використання інформаційно-комунікаційних технологій навчання. Виділено інформаційні вміння як складові інформаційної культури педагога. Інформаційні вміння користувача передбачають оволодіння інформаційно комунікаційними технологіями, а інформаційні вміння вчителя поєднують психолого-педагогічні та організаційно-методичні вміння ефективно використовувати інформаційно-комунікаційні технології в навчальному процесі. У дослідженні було виділено чотири рівні сформованості інформаційної культури студентів гуманітарних факультетів та визначено критерії їх оцінювання. Розроблену методику формування інформаційної культури впроваджено в систему професійної підготовки вчителів гуманітарних дисциплін у педагогічних університетах України та закладах післядипломної педагогічної освіти.
Как показали проведенные исследования, на современном этапе информационно-коммуникационных технологии обучения занимают важное место в практической деятельности педагога, но даже при использовании готовых программных продуктов большинство учителей испытают определенную трудность. Поэтому возникает необходимость в формировании информационной культуры, которая предусматривает знание информационно коммуникационных технологий и умения подбирать наиболее рациональное объединение разных методов обучения соответственно целям и задачам, которые необходимо решать в учебном процессе. Успешное использование информационно-коммуникационных технологии в учебном процессе ставит высокие требования к профессиональной подготовке учителей, к объему их знаний, культуры общение, поведения. В современном информационно технологическом обществе подготовка будущих учителей гуманитарных дисциплин требует овладения информационно-коммуникационными технологиями и формами использования компьютера как прикладного инструмента преподавания – то есть формирование информационной культуры.
Использование новых информационных технологий в учебном процессе можно рассматривать как средство обучения или как инструмент оптимизации работы учителей гуманитарных дисциплин, средство экспертизы и подготовки учебных материалов; инструмент поиска, сохранения и автоматизированной обработки полученной информации.
В диссертации проанализировано состояние проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных профессиональной подготовке учителей гуманитарных дисциплин. На основе проведенных в диссертации исследований разработана методика формирования информационной культуры будущих учителей гуманитарных дисциплин. Выделены составляющие информационной культуры педагога - информационные умения. Определены уровни сформированности информационной культуры и критерии их оценивания. Методика формирования информационной культуры внедрена в систему профессиональной подготовки учителей гуманитарных дисциплин в педагогическом университете. Разработанный спецкурс “Информационная культура” для студентов гуманитарных факультетов педагогических университетов состоит из двух модулей: Первый модуль предназначен для обучения основам работы на персональном компьютере. Второй модуль посвящен подготовке будущего педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. В нём рассматриваются психолого-педагогические и организационно-методические основы эффективного внедрения Информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.
In dissertation the problem of forming of informative culture of future teachers of humanitarian disciplines are researches that their readiness to the use of new information technologies in an educational process and for the self-education. The state of problem is analyzed in the home and foreign researches devoted to professional preparation of teachers of humanitarian disciplines. On the basis of conducted in dissertation researches the method of forming of informative culture of future teachers of humanitarian disciplines is developed. Informative abilities are selected, how the components of informative culture of teacher are. The criteria of levels of formed of informative culture are definite. The developed method of forming of informative culture is inculcated in the system of professional preparation of teachers of humanitarian disciplines in a pedagogical university.