Дисертація є теоретичним та емпіричним дослідженням проблеми формування ціннісних компетенцій майбутніх учителів образотворчого мистецтва. У роботі аналізується зміст понять «цінність», «компетенції», «компетентність», експлікується поняття «ціннісні компетенції майбутніх учителів образотворчого мистецтва». Розроблено структуру ціннісних компетенцій майбутніх учителів образотворчого мистецтва, що об'єднує когнітивно-аксіологічний, мотиваційно-спонукальний, діяльнісний, комунікативно-особистісний, рефлексивно-аналітичний фрейми. Досліджено особливості фахової підготовки майбутніх учителів образотворчого мистецтва. Визначені та теоретично обґрунтовані педагогічні умови формування ціннісних компетенцій майбутніх учителів образотворчого мистецтва. Проаналізовано
механізми педагогічного моделювання та створено функціональну модель формування ціннісних компетенцій майбутніх учителів образотворчого мистецтва, що реалізується в процесі фахової підготовки. Дієвість функціональної моделі та відповідних їй педагогічних умов перевіряється та підтверджується у ході дослідницько-експериментальної роботи.
Диссертация является теоретическим и эмпирическим исследованием проблемы формирования ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства.
в диссертационной работе анализируется содержательное наполнение понятий «ценность», «компетенции», «компетентность», конкретизируются особенности реализации компетентностного подхода в условиях отечественной высшей школы.
Определяются и характеризуются педагогические условия формирования ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства, а именно: создание ценностного пространства профессиональной подготовки будущих учителей путем активирования аксиологического потенциала дисциплин психолого-педагогического, художественного, гуманитарного циклов; профессионально-ценностная самоактуализация будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки; использование многомерно-диалогических форм учебного взаимодействия на основе ценностной свободы и непрерывного творческого развития субъектов учебно-воспитательного процесса высшей педагогической Школы; своевременный научно обоснованный мониторинг результативности формирования ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства. Разработана функциональная модель формирования ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства, которая реализуется в процессе профессиональной подготовки. Методологическим основанием для разработки функциональной модели послужил содержательно процессуальный подход. Функциональная модель состоит из пяти синкретически взаимосвязанных блоков: блока целеполагания; ценностно ориентационного; деятельностно-процессуального; коррекционно-рефлексивного; творчески-прогностического. В соответствии с требованиями содержательно процессуального подхода раскрыты информационно-смысловые и процессуально-организационные характеристики каждого блока функциональной модели формирования ценностных компетенций будущего учителя Изобразительного искусства. Теоретические обобщения проверены в ходе исследовательско экспериментальной работы. Разработаны и описаны основные критерии и показатели ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства. Опытным путем проверена результативность применения функциональной модели формирования ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства и соответствующих ей педагогических условий. В ходе констатирующего эксперимента первого порядка определено, что уровень сформированности ценностных компетенций будущих учителей одной контрольной и двух экспериментальных групп не является достаточным. Реализация функциональной модели формирования ценностных компетенций по схеме параллельного ответвления (две экспериментальные группы, реализация оптимальной и вероятностно допустимой позиций функциональной модели) позволила установить, что разработанная функциональная модель действенна и результативна по каждому фрейму ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства: различия в итоговых диагностических данных первой и второй экспериментальных групп можно охарактеризовать как минимально асимметричные и объясняются они позициями реализации функциональной модели, а именно – объемом и качеством реализованных педагогических условий. И в первой, и во второй экспериментальных группах динамика формирования показателей ценностных компетенций будущих учителей изобразительного искусства превышает динамику формирования этого системно-интегративного свойства в контрольной группе. Гипотеза исследования подтвердилась эмпирическим путем.
Перспектива дальнейших научных исследований этой проблемы связана с раскрытием возможностей содержательно-процессуального подхода в формировании профессиональной компетентности будущего педагога по определенному профилю профессиональной подготовки, интеграции резервов педагогической аксиологии и искусствоведения в поисках оптимальных путей повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.
The thesis is a result of empirically supported theoretic research on problem of forming value competence of future teachers during art lessons. In our research paper such items as «value», «competence», «competency», «the value of future art teachers' competency» are explicated and analyzed. The structure of future visual art in terms of teachers' competence including cognitive - axiologic, motivation - increasing, activity – oriented, communicative – personal and reflexive - analytical frames is worked out. Peculiarities of professional training of future art teachers are investigated. Pedagogical conditions of forming value competence of future visual art teaches are defined and theoretically proved. Mechanisms of pedagogical modelling are analyzed and functional model forming value competence of future visual art teachers has been designed and practically proved by current research paper.