Дисертація присвячена проблемі розвитку комунікативних умінь дітей молодшого шкільного віку з інтелектуальними вадами засобами арттерапії. У дослідженні визначено особливості мовленнєво-комунікативного розвитку (лексики, граматики, зв'язного мовлення; інформаційно-комунікативних, регуляційно-комунікативних, афективно-комунікативних групи умінь) у дітей молодшого шкільного віку із розумовою відсталістю та без інтелектуальних порушень; доведена доцільність використання засобів арттерапії з корекційною метою.
Представлено теоретичне обґрунтування методики формувального етапу експерименту, сформульовано необхідні педагогічні умови досягнення позитивних результатів розвитку мовленнєво-комунікативних умінь дітей молодшого шкільного віку з інтелектуальними вадами засобами арттерапії. Визначено напрями та методи, а також узагальнено одержані результати проведеної експериментальної роботи, статистично підтверджено ефективність запропонованої методики.
В диссертации исследовано проблему развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арттерапии. В исследовании проанализированы научно-методические и социально-психологические аспекты проблемы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями; конкретизировано содержание и структура коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Установлены основные составляющие компоненты коммуникативного развития (речевые умения: лексика, грамматика, связная речь (диалогическая, монологическая); коммуникативные умения: информационно-коммуникативные (умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, придерживаться правил культуры общения в отношениях с детьми, учителем, воспитателем, взрослым; соотносить средства вербального и невербального общения, эмоционально и существенно выражать мысли, используя жесты и мимику; воспринимать и передавать информацию); регуляционно - коммуникативные (умение согласовывать свои действия, мысли, установки с потребностями собеседника; доверять, помагать и поддерживать партнеров по общению; использовать свои индивидуальные умения в процессе выполнения общих заданий; оценивать результаты общения); аффективно-коммуникативные (умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чувствительность, сопереживание; оценивать эмоциональное поведение друг-друга) группы умений), критерии и показатели его сформированности; разработана методика исследования рече-коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с интеллектуальными нарушениями; выявлены особенности развития рече-коммуникативных умений детей с интеллектуальными нарушениями.
Разработано содержание, описана комплексная экспериментальная методика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арттерапии. Данная методика предусматривала такие направления: развитие рече-коммуникативных умений средствами пальчикового театра, развитие рече-коммуникативных умений средствами кукольного театра, развитие рече-коммуникативных умений средствами игр-драмматизаций, развитие рече-коммуникативных умений и мелкой моторики средствами изготовления театрального реквизита. Каждый этап был направлен на решение конкретных коррекционно-развивающих задач. Предложенная методика освещает организацию целенаправленной работы по развитию всех компонентов рече-коммуникативных умений.
Успешность развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арттерапии определялась содержательным аспектом коммуникативной деятельности и необходимостью создания специальных педагогических условий для коррекционно-педагогического процесса (внешние (организационно-дидактические); внутренние).
Эффективность разработанной комплексной методики подтверждено сравнением результатов коррекционно-развивающей работы с детьми контрольной и экспериментальной групп.
В экспериментальной группе, которая работала за разработанной нами комплексной методикой, обнаружено и статистически подтверджено позитивную динамику в развитии всех компонентов рече-коммуникативных умений (лексики, грамматики, связной речи; информационно-коммуникативных, регуляционно коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений).
Результаты исследования доказали педагогическую целесообразность и эффективность предложенной методики.
The issue of communicative skills development of primary school age children with intellectual disabilities by means of art therapy is investigated in the thesis. The data of general and special psychological, educational and methodological national and foreign scientific literature concerning the issues of formation and development of communicative skills of primary school age children with intellectual disabilities is analyzed in the research. The contents and structure of correctional work with primary school age children with intellectual disabilities are concretized.
The criteria, indicators and levels of communicative skills development of primary school age children with intellectual disabilities are defined, comprehensive methodology of communicative skills development of primary school age children with intellectual disabilities by means of art therapy is elaborated. The contents of methodology are presented by integrated combination of traditional correctional-pedagogical and art therapeutical means for communicative skills development.
Implementation of comprehensive methodology of communicative skills development of primary school age children with intellectual disabilities contributes to personal identity formation, provides opportunities for successful schooling and social integration. Efficiency of the proposed methodology has been proved experimentally.