Дисертація присвячена аналізу фоносемантичних засобів в художній мові Павла Тичини одного з найвидатніших українських поетів XX століття. Вперше у вітчизняному мовознавстві спеціально розглянуто звуконаслідування, звукосимволізм, алітерацію та асонанс як фоносемантичні явища в рецептивному аспекті. З'ясовано специфіку естетичної рецепції поезії, виявлено закономірності кореляції задуму письменника та рецепції читача, проаналізовано основні засоби фоносемантичної організації тексту, охарактеризовано особливості світосприйняття Павла. Тичини, встановлено роль фоносемантичних засобів у створенні емоційного підтексту твору, досліджено рецептивний аспект звукового образу в поезіях Павла Тичини; виявлено залежність звукосемантичних внутрішньотекстових зв'язків значеннєвого розгортання вірша від особливостей мови автора.
Диссертация посвящена анализу фоносемантических средств языка в поэтических текстах одного из выдающихся украинских поэтов XX века. Впервые в отечественном языкознании рассматриваются вопросы звукоподражания, звукосимволизма, аллитерации и ассонанса как фоносемантических явлений в рецептивном аспекте. Объясняется специфика эстетической рецепции замысла писателя и рецепции читателя, анализируются основные средства фоносемантической организации текста, характеризуются особенности мировосприятия Павла Тычины, определяется роль фоносемантических средств в создании эмоционального подтекста произведения, исследуется рецептивный аспект звукового образа в творчестве Павла Тычины.
В современном языкознании существует недостаточное количество научных трудов, в которых был бы осуществлен анализ фоносемантики на фонестемном уровне по единой методике с учетом всех основных параметров, которые характеризируют фоносемантику и факторы, влияющие на нее. В связи с этим актуальность диссертационного исследования обусловлена существующей необходимостью адекватного анализа звукоизобразительного процесса в рецептивном аспекте, наработки методики исследования фоносемантики в украинской лингвистике, определения фоносемантических средств художественных текстов.
Работа содержит важные теоретические выводы по истории становления фоносемантики. Анализ таких фоносемантических явлений, как звукоподражание, звукосимволизм, аллитерация, ассонанс в аспекте рецепции, а также их роли в организации художественной картины мира Павла Тычины дополняет существующие в современной психолингвистике представления о функционировании языка как сложного системно-структурного явления, в котором особое место принадлежит фоносемантическому уровню.
Звукоизобразительная теория языка - основа фоносемантики. Звукоизображение - это свойство слова, которое подразумевает существенную повторяющуюся и относительно устойчивую связь между фонемами и значением.
В диссертационном исследовании анализируются этапы возникновения, формирования и развития учения о фонестеме, рассматриваются разные подходы к изучению фонестем. Изучение этого вопроса позволяет сформулировать рабочее определение фоносемантики и понятие фонестемы, как промежуточного звена между фонемой и морфемой, которая ассоциируется с определенным значением при отсутствии морфологизации другой части словоформы.
Очевидно, существует необходимость ввести понятие "звуковой образ" по аналогии с понятием "словесный образ". Характерной особенностью его является частичная семантическая нагрузка (вторичный звукосимволизм) и способность вызывать определенные эмоции. Звук в поэзии выполняет существенную роль, он является своеобразным связующим звеном в цепи автор - мир - реципиент. Образ, сформированный реципиентом, дополняется впечатлениями, которые возникают с помощью акустического потенциала звуков. Языку поэзии присущ особенный способ конкретно-чувственного изображения мира, ориентация на эмоционально-эстетическое восприятие его. Эстетическое восприятие поэтических текстов зависит от личности реципиента, его опыта, знаний, темперамента, самосознания индивидуальной рецептивной базы. Реципиент, воспринимая образную информацию, руководствуется своим жизненным опытом и определенным образом, изменяя ее, пытаясь придать поэтическому образу эстетическую нагрузку. Художественное произведение необходимо рассматривать как сотворчество автора и читателя. Произведения Павла Тычины отличаются оригинальной системой фоносемантических средств, особенной музыкальностью, что можно объяснить богатой индивидуальной языковой рецептивной базой автора. Фоносемантические средства в поэзии Павла Тычины способствуют возникновению новых смысловых ассоциаций в системе текста, отображают картину звукового мира, содействуют созданию звуковых символов, которые вступают в коррелятивные отношения с символикой, возникающей на лексической основе.
The dissertation is dedicated to the analysis of phono-semantic means of language in literary speech of Pavlo Tychyna, one of the most outstanding Ukrainian poets of the 20ht century. For the first time in Ukrainian linguistics the sound imitation, sound symbolism, alliteration and assonance are particularly under study as phono-semantic concepts in receptive aspect. The specifications of aesthetic perceptions of the poetry' are defined, the rules of the poet’s idea and the perception of the reader correlation are found out, the main means of phono-semantic organization of the text are analyzed, the specific feature of P. Tychyna’s outlook of life is characterized; the role of phono-semantic means in creation of emotional implication of the work is established; the perceptive aspect of sound image in Tychyna’s poetry is investigated; the dependence of phono-semantic inner-textual links of meaning spreading of the verse upon peculiarities of the author’s speech are revealed.