Дисертація містить результати теоретико-експериментального
дослідження проблеми формування готовності учнів до професійної діяльності в якості водіїв.
Досліджено психофізіологічні особливості та професійно-значимі якості діяльностіводіїв.
Обгрунтовано психолого-педагогічну структуру готовності
старшокласників до роботи з автотранспортною технікою. Запропоновані та експериментально підтверджені зміст та педагогічні впливи, що сприяють підвищенню рівня сформованості морального, практичного та
психологічного компонентів готовності старшокласників. Визначено мотиваційний, когнітивно-практичний, професійної придатності,самооцінковий критерії та рівні сформованості готовності. Створені bпедагогічні технології дозволили сформувати вміння переносу описових
та зорових об'єктів до реальної дорожньої обстановки, вміння діяльностіз врахуванням своїх особистісних властивостей (сприймання, реакція, темперамент), вміння самостійно та творчо застосовувати набуті знання в професійній діяльності.
Диссертационное исследование посвящено проблеме
профессиональной подготовки старшеклассников к деятельности в
качестве водителя. В работе раскрыты основные элементы управления
машинами, представлены преимущества профессиональной подготовки
старшеклассников по программе водителей категорий «В», исследованы
психофизиологические требования к профессиональной деятельности
водителей, обоснована психолого-педагогическая структура готовности
старшеклассников к работе с автотранспортной техникой.
В составе готовности выделяется мотивационный, практический и
психологический компонент. Мотивационный компонент определяется
моральными качествами и функциональными свойствами личности, а
также специфическими особенностями содержания трудовой
деятельности, готовность к которой формируется. В состав
мотивационного компонента, который отображает изменения в
потребностно-мотивационной сфере личности, входят соответствующие
потребности, мотив, ценностные ориентиры, интересы: и наклонности, установки. В практический компонент готовности входят знания 0
профессиях, связанных с управлением транспортными средствами:
специальные знания, умения, ваньки, опыт трудовой деятельности в
вобранной области, который приобретается в процессе обучения. К
психологическому компоненту принадлежат индивидуально-
психологические и характерологические особенности личности,
являющиеся основой успеха в овладении данным видом трудовой
деятельности. Этот компонент можно считать подструктурой
познавательного качества.
Предложенные и экспсриментально подтвержденные содержание и
педагогические условия способствовали повешению уровня готовности
старшеклассников к работе с автотранспортной техникой.
Для определения состояния и динамики формирования готовности
нами предложены критерии и уровни согласно структурным компонентам.
Мотивационньшй критерий дает возможность определить
сформированность иерархий мотивов учебно-трудовой деятельности,
близкой к эталонной и наличие устойчивого интереса к работе с
автотранспортной техникой. Когнитивно-практический критерий дает
возможность определить наличие базовых (специальных) знаний, умений,
навыков. Критерием профессиональной пригодности нами определялись
уровни (высокий, средний, низкий) сформированности базовых
(специальных) профессионально значимых качеств. Самооценочный
критерий дает возможность выяснить наличие стремления к познанию
психологической структура: своей личности, а также наличие
возможности к профессиональному самообразованию (самовоспитанию).
Созданная и предложенная структура занятий, педагогические
условия их проведения, разработанные на принципе динамической
наглядности методические средства, обеспечили увеличение количества
учеников с высоким уровнем знаний описательных терминов (понятий),
зрительных объектов (дорожных знаков), образа действий (обгон, объезд),
знаний психофизиологических особенностей личности как субъекта
учебной и производственной деятельности, технических свойств
автотранспортной техники, профессионально-значимых свойств, основ
безопасности движения (активная, пассивная безопасность).
Предложенные педагогические технологии сформировали умения
переноса описательных и зрительных объектов в реальную дорожную
обстановку, умения деятельности с учетом своих личностных свойств
(восприятие, реакция, темперамент), умения самостоятельно и творчески
применять приобретенные знания в профессиональной деятельности.
Результаты диссертационного исследования дают основания
считать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
Реализация основных положений исследования направлена на повешение
качества и эффективности подготовки водителей в общеобразовательных
учреждениях с целью уменьшения аварийности на дорогах Украины.
Dissertation contains the results oftheorctical and experimental research
of problem of forming of readiness of senior pupils to professional activity as
drivers.
Psychophysiological features and professionally meaningful qualities of
drivers activity are investigated. The psyco-pcdagngical structure of readiness of
senior pUpiis 10 “ink with a motor transport technique; iias been grounded. It
has been suggested and experimentally confirmed that pedagogical influence
assists the increase of level of formation of moral, practical and psychological
components of readiness of senior pupils. Motivational, cognitive - practical.
professronal and sclf-cvaluational criteria are defined, The created pedagogical
technologies allowed to form the ability to transfer descriptive and visual
objects to the real driving situation, the ability to act taking into account the
personality features (perception, reaction, temperament), the ability to
independently and creatively apply the knowledge obtained in professional
activity.