У дисертації на матеріалі російської мови розглянуто актуальну проблему пошуку засобів підвищення мотивації учіння молодших школярів (для шкіл з російською мовою навчання) з погляду нової філософії освіти, втіленої в особистісно зорієнтованій моделі навчання. У роботі обґрунтовується доцільність вирішення цієї проблеми засобами навчально-методичного комплексу, в якому провідною є мотиваційна функція, з закладеною в ньому дидактико-методичною системою вивчення російської мови. Побудовано загальну модель навчально-методичного комплексу і конкретизовано її щодо навчання російської мови у початковій школі. Розроблено також дидактико-методичну систему навчання російської мови дітей молодшого шкільного віку, в якій змістовий та процесуальний компоненти підпорядковані мотиваційному. Основні результати дослідження знайшли втілення в авторській програмі з російської мови для 1-4 класів шкіл з російською мовою викладання, а також у навчально-методичних комплексах для учнів 1-4 класів і методичних рекомендаціях для вчителів.
В диссертационной работе в контексте новой философии образования, нашедшей воплощение в личностно ориентированной модели обучения, на материале русского языка рассматривается актуальная проблема поиска средств повышения мотивации учения младших школьников. Поскольку стратегической целью современного образования является создание условий для развития и саморазвития каждой личности, это предусматривает внимание к воспитанию мотивационной сферы обучаемых. Из аксиологических принципов и закономерностей гуманистического образования вытекает необходимость формирования внутренней мотивации учения младших школьников, которые рассматриваются как субъекты процесса обучения. Для реализации этой насущнюй проблемы необходимо учебно-методическое обеспечение дидактического процесса, которое отвечало бы запросам времени, новой философии образования. Иными словами, создание учебно-методического обеспечения нового поколения и, прежде всего — учебников, является одним из условий успешности реформационных процессов в Украине. Таким образом, две актуальные проблемы — формирование мотивации учения школьников и создание учебников (учебно-методических комплексов) нового поколения - целесообразно решать в непосредственном единстве. Иначе говоря, следует создать учебно-методический комплекс по определённому школьному предмету (в данном случае - по русскому языку), который содействовал бы повышению мотивации учения детей младшего школьного возраста. Для реализации этого замысла на основе пересмотра системы функций школьного учебника с позиций личностно ориентированного обучения в качестве ведущей выделена мотивационная функция. В диссертации тщательно обосновывается объективность причин психологического и дидактического характера, на основании которых мотивационная функция учебника (УМК) выделяется как ведущая. Исходя из ведущей роли мотивационной функции всех компонентов УМК, разработана общая модель учебно-методического комплекса, которая состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть конкретизирована в УМК по русскому языку для начальной школы, т. е. определены и обоснованы все её компоненты: программа по предмету, учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, сборник диктантов, сборник физминуток, книга методических рекомендаций для учителя. Центром управления всеми компонентами УМК является учебник, что обусловило организацию дидактического материаа во всём УМК, всех его текстовых и внетекстовых компонентов, способствующих формированию мотивации учения школьников. В диссертационной работе много внимания уделено созданию и обоснованию дидактико-методической системы обучения русскому языку учащихся начальных классов, которая заложена в УМК. Специфической чертой её является то, что содержательный и процессуальный компоненты подчинены мотивационному. Вся система (организация материала, усвоение теоретических сведений, система упражнений, аппарат самоконтроля), содействуя повышению мотивации учения детей, обеспечивают эффективность обучения русскому языку на основе самообучения, самоконтроля, самоактуализации учащихся, развития у них коммуникативных умений. Важно, что возможности для реализации всего вышеизложенного заложены в учебно-методическом комплексе, отражены в заданиях к упражнениям, в рубриках-инструкциях и пр. Значит, УМК является сценарием дидактического процесса как для учителя, так и для учащихся (система заданий, алгоритмы, опорные блок-схемы, листы самоконтроля, рубрикация, иллюстративный материал и т. д.), что должно быть в нём сознательно и целенаправленно заложено автором. Крупноблочная подача теоретического материала, реализованная в нестандартных формах, система упражнений, соответствующая психологическим уровням восприятия и обеспечивающая самостоятельное целеполагание, а также наличие в учебнике аппарата самоконтроля и положительный эмоциональный фон обучения способствуют формированию мотивации изучения русского языка, повышению качества обучения, развитию коммуникативных навыков и речевой компетенции школьников. Таким образом, в диссертации доказывается, что систему мотивации имеет смысл формировать через методическую систему (исходя из системы языка) и систему учебно-методического комплекса, в который она заложена. В таком случае именно УМК вместе с заложенной в нём дидактико-методической системой становится действенным мотивом учения младших школьников, источником внутренней мотивации изучения русского языка. Данная методика ориентирована на развитие личности ученика, создание условий для творческого развития и самовыражения, а также овладения культурой учебного труда и общения. Основные результаты исследования отражены в авторской программе по русскому языку для 1-4 классов школ с русским языком обучения, а также в учебно-методических комплексах по русскому языку для учащихся 1-4 классов и методических рекомендациях для учителей.
In the thesis an actual problem of finding the ways of rising motivation of young schoolchildren study (in Russian schools) is looked through from the point of view of the new philosophy of education, implied in personally oriented model of study.
Advisability of decision of this problem by means of teaching methodic complex, the main function of which is motivational with didactic methodic system of study Russian is based in the work. General model of teaching methodic complex is built and made concrete as to teaching Russian in primary school. Also didactic methodic system of teaching Russian primary schoolchildren, where content and process components are subordinate to motivational, is worked out. Main results of the investigation are implied in the author programme of teaching Russian in 1-4 forms of Russian schools, and also in the teaching methodic complexes for pupils of 1-4 forms and methodic recommendations for teachers.